Cвятой Христодул Патмосский
Память16/29 марта
Преподобный Христодул (в миру Иоанн) родился в 1020 году в Никее Вифинской в семье благочестивых родителей – Федора и Анны. Получив в среде монашеской братии обширное по тем временам образование, он аскетствовал на горе Олимп и в Палестине. Впоследствии отправился на гору Латр Карийской Малой Азии, в монастырь Стиву, где основал библиотеку и собрал вокруг себя великое множество монахов. Оттого что он пребывал на горе Латр его стали называть преподобный Христодул “Латринос”. Но из-за варварских нашествий морских разбойников в 1079 году он бежал на остров Патмос, где при содействии византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118 гг.) восстановил прославленный монастырь и библиотеку.
Спустя какое-то время по монастырским делам он отправился в Константинополь и вскоре, отказавшись от места настоятеля монастыря, прибыл в Стровил – небольшой городок недалеко от побережья Малой Азии, где взял на себя руководство монастыря Арсениу. Чуть позже он перебрался на остров Кос. Там основал монастырь Богородицы Агнца Божьего, которому, благодаря покровительству Алексея I Комнина, были пожалованы окраины острова Лерос и острова Липсо.
С острова Кос в скором времени он опять отправился в Константинополь, где во время встречи с императором преподобный упросил его дать ему разрешение основать обитель на острове Патмос. Разрешение он получил, более того, император даровал в 1088 году преподобному Христодулу остров Патмос в вечную, неотъемлемую собственность. Святой Христодул сразу же начал строительство монастыря, посвященного св. апостолу Иоанну Богослову, на том месте, где по преданию апостол написал свою пророческую книгу. Но еще задолго до завершения строительства святой вместе с другими монахами был вынужден покинуть монастырь и остров из-за нескончаемых турецких набегов.
Таким образом, в 1092 году в целях безопасности он отбывает с острова Патмос на остров Эвбея.
Пребывание святого Христодула на острове Эвбея, согласно научным исследованиям, было весьма недолгим. По различным свидетельствам, один благочестивый и состоятельный житель острова Эвбея предложил благословенному для проживания свой роскошный дом, который святой в скором времени превратил в монастырь. Заботы преподобного из-за большого состояния монастыря на острове требовали его пребывания в самом монастыре, а не в пустыне. Кроме того, в Эвии всегда бытовало предание, согласно которому святой Христодул аскетствовал в одной из пещер на западной окраине крошечного городка Лимни (Елимнион).
Во время пребывания в Еврипосе, на острове Эвбея, святитель написал свои труды “Завет” и “Кодициль” (март 1093 г.). “Завет” был засвидетельствован подписями семерых должностных лиц епископской власти города Еврипос (Халкиды), таких как: священнослужителя Леонтия, сакеллария города Еврипос, Иоанна старшего, нотариуса кафедры Еврипоса, Михаила кафедры Еврипоса, Василия, диакона и нотариуса Еврипийского и др.
В частности, митрополит острова Родос Иоанн в своем труде “Житие святого преподобного Христодула”, в котором хроника повествует о пребывании и успении святого Христодула в Еврипосе, случившемся в 1093 году, а также о перенесении мощей святого на остров Патмос, говорит следующее:
“И прибывает туда святой вместе со своими учениками, туда, куда впадает морская вода и, вновь отступая, создает некий узкий морской проход, который древние называли проливом Еврипосским. Там, став предметом восхищения всех и достигнув подобающего благочестия, как если бы был он Ангелом, пребывавшем в смертном теле, наставлял он свою паству, дабы не беспокоиться более в путешествиях и не противиться советам Бога, Который стяжает все всегда в мудрости. Однако один из монахов, не выдержав различных тягот, требовательности и трудностей добродетели, как Иуда среди двенадцати учеников, вскоре покинул братство, а духовную крепость обменял на сад и огород, который держал для собственной выгоды.
И точно так, как дьявол проникнул в Иуду, постепенно подводя его к измене, так же лукавый мучил несчастного монаха, отделившегося от братства, которое в скором времени возвестило преподобному Христодулу о болезни малодушного брата. Святой, с присущей ему кротостью и терпением, уступившим место гневу, взял святое Евангелие, пришел вечером к изголовью объятого неистовым безумием монаху и стал читать страждущему слова Святого Духа, что сразу же улучшило состояние немощного, который тут же отказался иметь дело с посадкой деревьев и орошением сада, а готов был возделывать землю добродетели, возвращаясь, таким образом, на путь пастырский, с которого по ошибке сошел.
Спустя некоторое время предсказывал он тем, кто верно следовал за ним, окончание своего земного пребывания, и то, что морские разбойники недолго еще будут бесчинствовать на островах, что сродный друг его не оставит их без внимания и как только буря утихнет, снова встанут они на пастырский путь. Посему попросил он их взять с собой его безжизненное тело с этой чужой для него земли и поместить его в храме, о котором так много заботился он. Промолвив это и благословив присутствующих прощальными словами, мирно передал он дух свой Богу (16/29 марта).
Одновременно с исполнением пророчества и исчезновением владыки морских разбойников благочестивые ученики вспомнили и просьбу своего добродетельного пастыря и стали готовиться к отплытию. Но живший в тех краях люд, поняв, что будет недоставать им честных мощей преподобного, собравшись как-то со всей округи, откровенно огласил, что такого они никоим образом допустить не могут. Ибо, как рассудили они, воистину глупо и неразумно позволять другим перевозить его тело, куда им захочется, поскольку праведный Христодул был для них спасителем, врачом и целителем каждой болезни.
Поэтому строго охраняли они тело покойного. Но не должно быть опровергнуто пророчество благоутишного. И вот с наступлением ночи, отвлекая внимание охранников, осторожно забрали монахи тело покойного, на плечах донесли и погрузили его на корабль, таким образом, все прошло спокойно, а по прибытию на остров Патмос с величием высадили священные мощи святого, славя Господа Бога, заполоняя воздух благоухающими ароматами. По сей день также благословенно лежат мощи преподобного в храме апостола, являясь источником бесчисленных чудес, а те, кто коснулся их с истинной верой, наверняка почувствовал, как от мощей преподобного Христодула истекает необычайный запах мира, ибо только чрез благое прикосновение освящаются и освобождаются верующие от любого телесного недуга”.
Из трудов, написанных преподобным Христодулом, удалось спасти следующие: “Об устройстве сущего на Патмосе монастыря – обращение к ученикам”, вышеуказанный “Завет” и ” Кодициль”.
Память перенесения мощей святого Христодула Патмосского отмечается 21 октября/3 ноября.
Епископ Фанариотский Агафангел, Книга святых Православной Церкви, март, стр.164-168
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии