Чтобы встреча не закончилась. Марина Бирюкова
Когда я пришла в кинотеатр, там никого еще не было — ни в кассе, ни в холле, ни в залах, хотя до обозначенного в интернет-афише сеанса оставалось менее получаса… Я подумала, что показ отменили из-за пандемии. И сказала себе: ну что ж теперь поделаешь, не расстраивайся. Это же не встреча непосредственно со святым, а всего лишь кино про него. Любопытно, конечно, как они это сделали, но можно и обойтись: о святителе Нектарии Эгинском ты и так знаешь достаточно…
Однако сеанс состоялся. И, вопреки моим самоутешениям, фильм американскосербского режиссера Елены Попович «Человек Божий» стал именно встречей со святым. Совершенно непосредственно переживаемой встречей. И далеко не для меня одной, как выясняется.
Как же это получилось у режиссера, у всех остальных?.. Профессионализм, тонкости актерской игры, воссоздание исторической обстановки?.. Все это условия необходимые, но недостаточные. Полагаю, главная причина успеха ленты, а верней сказать, ее духовного резонанса — в искренности режиссера и исполнителей главных ролей, в полноте их веры, в ясности осознания того, что они решили донести до людей. Создатели ленты не экранизируют житие митрополита Пентапольского Нектария (в миру Анастасиоса Кефаласа, 1846–1920). Их цель — не в том, чтобы просто рассказать о его земной жизни, о его страданиях и подвигах. Авторы фильма ищут — и находят! — ответы на фундаментальные вопросы бытия: что есть человек перед Богом, что такое святость, как и какой ценой человек становится святым, почему он делает такой выбор, отчего не приемлет святости мир, а подчас даже и люди Церкви не видят ее, как говорится, в упор?..
В фильме есть такой эпизод: молодая монахиня женской общины на Эгине, едва не плача, просит своего духовного отца — митрополита Нектария — покинуть монастырь и остров: здесь он в очередной раз становится бельмом на чьемто глазу, жертвой клеветы, совсем уж унизительной и позорящей. И отец отвечает духовной дочери: если я уеду, если я предам вас, ты испытаешь адскую боль в сердце — поверь, мне эта боль хорошо знакома. И мы понимаем, какой ценой доставалась святому его невозмутимость при всех тех несправедливостях, нападках и предательствах, которые ему пришлось претерпеть. Да, терпение, терпение… И смирение, и кротость — та самая «другая щека». И любовь к врагам (вернее, к тем, кто так и ломится во враги), и молитва за них — такова вся жизнь митрополита Нектария. Такова его любовь к Богу, его преданность Христу. Как можно это сыграть? Мне кажется, исполнитель главной роли Арис Серветалис — верующий православный человек, как и режиссер Елена Попович — не играет, а проживает эти события в духовной связи со своим героем. «За все это время он стал невероятно близок мне духовно — это как внезапно обрести друга и почувствовать, что ваша связь вечна», — говорил актер в одном из своих интервью после картины. И еще он сказал, что хотел показать людям пример для христианского подражания.
Да, это действительно пример, живой и непосредственный. Смотреть фильм «Человек Божий» отвлеченно, как чтото, не имеющее отношения к тебе, «просто интересное» — не получится. Сидя в зрительном зале, выходя из него после просмотра, «пересматривая» ленту в памяти перед сном, невозможно не задуматься о себе, о собственной жизни со всеми ее страданиями, проблемами, коллизиями, грехами… Нельзя не задать себе вопрос: «А я‑то что же? Мне трудно (а кому нынче легко?), мне часто бывает больно, страшно, это все понятно; но люблю ли я Бога, как любил его греческий монах Нектарий, готов(а) ли я следовать за Христом, чего бы мне это ни стоило, рад(а) ли я за Ним следовать?..».
— Если бы со мной сделали то, что с вами, ноги моей в этой Церкви больше бы не было, — говорит митрополиту Нектарию его помощник Костас (россиянин Александр Петров). А святитель отвечает:
— Несчастный я человек, если моя вера зависит от людей.
Мы слышим это и понимаем: вера — она вообще ни от чего земного зависеть не может, ведь она — наша связь со Христом. Только так и можно верить; только веря вот так, и можно жить.
А жить после фильма становится легче — несмотря на то, что в нем много горького. Это я испытала на себе. Посмотрев фильм, я сразу почувствовала поддержку, вдохновение. Уныние отступило. Я уже не могла сомневаться в том, что мои молитвы к святому Нектарию услышаны, что он сам молится за меня. Это, собственно, и есть то, с чего я начала — встреча.
* * *
А теперь продолжим эту встречу, обратимся к духовному наследию святителя Нектария Пентапольского, откроем его труды, а также письма — эгинским монахиням и другим людям. Фильм не погружает нас в богословские работы святителя, это было бы, наверное, невозможно. Однако режиссер фильма и исполнители главных ролей хорошо знакомы с письменным наследием митрополита Нектария. Это заметно, когда смотришь фильм: он получился богословским без богословских цитат. И нам полезно взять пример с создателей картины: мы без труда найдем труды святителя, например, на портале azbyka.ru.
Эти тексты захватывают с первой строчки. «Ничего нет более великого, чем чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Существует ли чтолибо славнее, чем престол Божий? Конечно же, нет…» Сердце есть у каждого, это понятно. Значит, если оно очистится… Значит, оно должно очиститься?.. Труды святителя Нектария нельзя читать как чтото отвлеченное: они обращены к каждому из нас лично, они обращают нас к самим себе и отвечают на самые больные наши вопросы. Мы хотим быть счастливыми, мы всю свою жизнь чтото для этого делаем или пытаемся делать, но «насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя — в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца — это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет… Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состоянием…»
В работах святителя Нектария мы читаем о внутренней брани, без которой невозможно познать себя, о молитве, о благодарности Богу… И о любви — как о синергии, соработничестве человека и его Создателя: «Возлюбившие Бога движимы к Божественной любви благодатью Божией, которая открывается душе и действует в очищенном сердце. Именно благодать влечет их к Богу. Тот, кто охвачен любовью к Богу, сначала был возлюблен Богом. Лишь после этого он полюбил Бога. Возлюбивший Бога был прежде сыном любви, а затем возлюбил Отца Небесного…».
Для меня очень важными оказались слова святителя о вере как таковой: по его слову, она не нуждается в доказательствах, поскольку сама есть доказательство собственной истинности. Вера означает уверенность в Промысле Божием, в том, что ничто на этом свете не происходит без благой воли любящего Отца. Отсюда — терпение, благодушное перенесение скорбей, доверие к Нему. И отсюда же — радость.
* * *
Фильм завершается неожиданно и вместе с тем органично: благодарственной песнью, которая вырывается из уст героя Микки Рурка. Это тот самый паралитик — сосед больного раком митрополита Нектария по больничной палате третьего разряда, который исцелился, когда монахиня положила подрясник, снятый с почившего уже святителя, на его кровать поверх одеяла. Песнь исцеленного посвящается не одному только рабу Божиему Нектарию — нет, это благодарение Богу, Его Промыслу в этом мире, Его любви. Она долго не затихала в моих ушах… И, даст Бог, не затихнет в моем сердце.
Газета «Православная вера», № 21 (689), ноябрь 2021 г.
https://eparhia-saratov.ru/Articles/chtoby-vstrecha-ne-zakonchilas
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии