Чтобы Господь открыл нам силу слов Своих
Одна из обязательных для христианина составляющих ежедневного правила — чтение Евангелия. Мы попросили ответить на некоторые вопросы, касающиеся чтения Священного Писания дома, священнослужителей Саратовской епархии.
Зачем Церковь рекомендует читать Евангелие постоянно? Ведь двух-трех прочтений достаточно, чтобы знать его содержание.
Отвечает протоиерей Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова:
— Евангелие — это Благая весть о нашем спасении. Оно не просто содержит в себе учение Христа, которое каждый, кто желает следовать за Ним, должен знать, — через Евангелие происходит наша личная встреча со Христом, через Евангелие происходит перемена нашего ума и нашего сердца.
Ум человека, по слову преподобного Серафима Саровского, должен «плавать» в словах Евангелия — мы должны постоянно, во всех ситуациях обращаться к примеру жизни Христа Спасителя. Просто знать чтото — одно дело, а никогда не забывать об этом — гораздо более трудная задача. Вот почему по христианской традиции необходимо читать слово Божие ежедневно и размышлять над прочитанным, стараясь по мере сил воплощать в своей жизни христианские идеалы.
Почему за всю историю Церкви из четырех Евангелий не сделали одно — не создали единое повествование с последовательной хронологией, убрав повторы в рассказах евангелистов?
Отвечает священник Роман Коздринь, клирик храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова:
— В первые века христианства повествований о евангельских событиях появлялось много, но Церковью были приняты и включены в канон священных книг Нового Завета только четыре из них. Каждое из Евангелий является самостоятельным трудом, в полной мере описывающим земную жизнь Христа.
Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн проповедовали о Христе людям с различными политическими, экономическими, социальными и религиозными представлениями, и каждый из них ориентировался на особенности своей аудитории. Поэтому тексты Евангелий отличаются друг от друга стилистически, хронологически и по эмоциональной окраске. Слить их воедино означало бы уничтожить эту индивидуальность.
Евангелисты писали свои труды, вдохновляясь Духом Святым, поэтому Церковь считает каждое из Евангелий богодухновенной книгой. Исходя из этого, какая-либо переработка текстов книг Священного Писания, их компиляция не представляется возможной.
Почему Церковь принимает на веру Евангелия от Марка и Луки, которые не входили в число двенадцати апостолов?
Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель Казанского храма г. Саратова:
— Если ответить кратко — потому, что эти Евангелия возникли в самой Церкви, а сама Церковь возникла в день Пятидесятницы — Сошествия на апостолов Святого Духа. Дух Святой, по слову Самого Спасителя, наставлял апостолов на всякую истину (Ин. 16, 13). При этом следует сказать, что благодать Святого Духа пребывала не только на апостолах, но и на их учениках.
Вначале Евангелие сохранялось и передавалось посредством устной проповеди самих апостолов, затем — по мере роста христианских общин — появилась необходимость в письменной фиксации евангельской проповеди. Соответственно, христианские общины не могли принять никакого другого Евангелия, кроме того, которое они слышали в апостольском благовестии.
Что касается апостола и евангелиста Марка, он, хотя и не входил в число двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа, был непосредственным свидетелем ряда событий евангельской истории. Его мать Мария была одной из жен-мироносиц — по церковному преданию, ее дом примыкал к Гефсиманскому саду. Евангелие от Марка доносит до нас личные воспоминания его составителя о ночи, когда Спаситель был взят под стражу: Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14, 50–52). О таком бесславном эпизоде по смирению мог написать только его непосредственный участник.
Известно, что после Вознесения Господня и Пятидесятницы дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов. Именно там святой Марк неоднократно слышал Евангелие от учеников Христа. Кроме этого, апостол Марк был ближайшим сотрудником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостол Петр в своем Первом соборном послании называет его Марк, сын мой (1 Пет. 5, 13), имея в виду, что тот приходится ему духовным сыном.
О происхождении Евангелия от Марка можно узнать из сочинения «Истолкование слов Господних» (30‑е годы II в.), которое принадлежит непосредственному ученику апостолов — священномученику Папию, епископу Иераполя Фригийского. Сама книга до нашего времени не сохранилась, но ее цитирует в своей «Церковной истории», написанной в начале IV века, Евсевий Кесарийский: «Марк был истолкователем Петра; он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слышал Господа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил; заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно» (Церк. ист. III. 39, 15).
О Евангелиях от Марка и Луки пишет также другой древний автор, ученик непосредственного ученика апостолов — святого Поликарпа Смирнского — священномученик Ириней, епископ Лионский. В своей книге «Против ересей» (80‑е годы II в.) он пишет о том, что «Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие» (Против ересей. III. 1).
Евангелист Лука, как и святой Марк, был из числа 70‑ти апостолов и являлся свидетелем проповеди и чудес Спасителя. По преданию, этот апостол в числе других учеников был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном (см.: Лк. 10, 1–3). Также он был вместе с Клеопой свидетелем явления воскресшего Господа по дороге в Эммаус (см.: Лк. 24, 13–35).
Святой Лука был собеседником Пресвятой Богородицы, о чем свидетельствует текст составленного им по внушению благодати Святого Духа Евангелия. В Евангелии от Луки приводятся воспоминания о событиях, предшествовавших рождению Иоанна Предтечи и Рождеству Христову, о детстве Иисуса Христа. Из первых стихов этого Евангелия понятно, что апостол общался со многими свидетелями земной жизни Господа Иисуса Христа, знал и использовал при составлении своего труда тексты Евангелий от Марка и Матфея. Святой Лука был свидетелем жизни первохристианской общины в Иерусалиме, о чем он пишет в книге Деяний Апостольских. Также он был помощником и спутником святого апостола Павла.
Истинность Евангелия от Марка и от Луки подтвердил непосредственный ученик Христов — апостол Иоанн Богослов. По свидетельству церковных авторов того времени, евангелист Иоанн уже в преклонных годах засвидетельствовал правильность всех трех Евангелий (от Матфея, Марка и Луки), которые были принесены ему из разных мест, и в дополнение к ним составил свое — четвертое — Евангелие.
На каком языке лучше читать Евангелие дома — на русском или церковнославянском?
Отвечает священник Сергий Филимонов, клирик Покровского храма г. Саратова:
— Вопрос этот решается в зависимости от церковного опыта, поставленной цели и других обстоятельств. Так, если человек делает первые шаги в церковной жизни, будет полезнее чтение на понятном русском языке, чтобы ему соотносить с прочитанным свою жизнь. А если, например, прихожанин желает лучше понимать Евангелие во время богослужения, ему будет полезнее читать Его на церковнославянском. Ведь общеупотребительным богослужебным языком Русской Православной Церкви является именно церковнославянский. Отсюда понятно и желание человека, живущего церковной жизнью, приобщаться богослужебной традиции чтения Евангелия. При этом людям, регулярно читающим Священное Писание на церковнославянском, хорошо, конечно, быть знакомым и с Синодальным переводом.
Можно ли читать Евангелие с телефона — в транспорте или, допустим, в школе, ожидая ребенка с занятий? Или это недопустимое отношение к священной книге?
Отвечает священник Александр Степовик, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери г. Саратова:
— Безусловно, отношение к Священному Писанию у православного христианина должно быть благоговейным, однако внешнее благоговение не всегда демонстрирует праведность по Богу. Об этом пишет апостол Павел: Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10,2–3).
Традиции Церкви предписывают читать Евангелие стоя, во внутреннем сосредоточении. На Литургии перед чтением этой священной книги мы слышим возглас «Премудрость! Прости! Услышим Святаго Евангелия!», призывающий всех молящихся встать для внимательного слушания слова Божия. Однако обстоятельства повседневной жизни человека бывают различными — и лучше соблюсти правила не во всей их максимальной строгости, чем перестать читать Евангелие вообще. Единственное неизменное правило относительно чтения Священного Писания — это необходимость приступать к нему с молитвой и пониманием того, что перед нами — слово Божие. «Всегда моли Бога, чтобы Он просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих», — пишет преподобный Ефрем Сирин. У святителя Феофана Затворника находим такие слова: «Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения». А святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает: «Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания».
Таким образом, из слов святых отцов мы видим, что благоговейное отношение должно быть к самим словам Священного Писания, а не к положению тела или другим внешним обстоятельствам. Поэтому, если есть желание читать Евангелие, то читайте его — пусть даже сидя, даже в транспорте. Главное — устремлять при этом свой ум к Богу.
Почему на службах изо дня в день Евангелие читается не подряд, а отрывками из разных мест?
Отвечает протоиерей Сергий Чернобровкин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Вольска:
— На самом деле, евангельский текст разбит на особые смысловые отрывки — зачала, и они читаются по порядку, начиная с первого зачала Евангелия от Иоанна — «В начале было Слово». Эти чтения совершаются во все непраздничные дни. Но существуют еще воскресные зачала, образующие особый круг чтения. Им уделяется особое внимание, поскольку именно в воскресенье в храме особенно много прихожан. В дни же двунадесятых и великих церковных праздников читаются отрывки, связанные по содержанию с событием праздника, а текущее чтение опускается. В дни памяти святых к рядовому, то есть повседневному, чтению добавляется особый отрывок, посвященный преподобному, мученику или святителю.
Исходя из всего этого, у человека, который бывает в храме в основном в дни праздников, может сложиться неверное ощущение хаотичности прочтения текста. Чтобы убедиться в последовательности системы чтения Евангелия, можно заглянуть в церковный календарь с указанием чтений из Священного Писания или найти время и внимательно поучаствовать в богослужениях несколько дней подряд.
Подготовила Елена Сапаева
Газета «Православная вера» № 07 (651)
https://eparhia-saratov.ru/Articles/chtoby-gospod-otkryl-nam--silu-slov-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии