Что такое “печать зверя”? Диакон Андрей Кураев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Кураев

Нельзя не заметить - как мало в святоотеческой традиции обращений к теме именно “печати зверя”.

Отцы обращали внимание на то, откуда выйдет антихрист; на то, за кого он будет себя выдавать; на то, какие чудеса он будет творить; на то, во что должны будут верить, а чему не должны будут доверять подлинные христиане в те времена…

Внешнее начертание, которое антихрист будет ставить на поклонившихся ему, отцов интересовало мало. Главное - поклонение. Святой Ипполит Римский под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе - увенчание ритуальным языческим венцом[1]. А как будет выглядеть внешний штамп, которым будет запечатлена лжевера - не так уж важно...

И совсем ничего отцы не говорили о “материале”, из которого будет сделана “печать”.

Эта традиционная осторожность оправдана: в частности, если убедить человека в том, что печать зверя будет предложена ему именно в таком виде (например, в виде штрих-кода или микрочипа), тогда в случае, если облик печати и окажется иным, такой человек не сможет вовремя распознать духовной угрозы, пришедшей к нему в неожиданном обличье.

Ныне же, вопреки церковной традиции, раздаются самоуверенно-модернистские заявления о “печати” и о способе ее поставления: “Если "печать" будет даваться с понуждением к открытому и явному отречению от Христа, тогда многие не примут ее. Если же открыто и явно не будут принуждаемы отречься от своей веры, тогда весь мир легко примет “печать””[2].

Такой же “модернизм” содержится и в листовке Одесского Успенского монастыря (осень 1998 г.), утверждающей, что “печать антихриста” (в понимании составителей листовки - “штрих-код”) будет поставлена без согласия самого человека: “Несомненно, для того, чтобы незаметно нанести штрих-код на тело человека, есть множество способов. Осуществляющие “тайну беззакония” знают, как это сделать незаметно для нас, и нам они этого никогда не скажут”. “Русский вестник” пугает тем, что “принятие электронного паспорта под кожу будет чисто "техническим мероприятием". Вы даже можете не заметить, когда у вас будут сканировать отпечатки пальцев или делать "прививку"”[3].

И, наконец, уже и светские газеты взвинчивают страхи до предела: “Если внешне нам не видно, как в компьютере к нашему ИНН добавляются три шестерки, то где гарантия, что так же незаметно чьей-то (отнюдь не компьютерной) злой волей к нему не прибавят и слова об отречении?”, - пишет Л. Сидорова в “Вечернем Магадане”[4].

В Послании Синода Элладской Церкви от 9 февраля 1998 года было упомянуто вполне традиционное церковное верование - “Вопрос о "печати антихриста", о котором много говорят и пишут последнее время, который нарушил внутренний покой верующих и вызвал смуту, споры и беспокойство как среди официальных лиц, так и среди простого народа, вообще не является вопросом ни для публичных прений и дискуссий, ни, тем более, для личных и коллективных "авторитетных" толкований. Святые отцы с трепетом касались тем Апокалипсиса и с величайшей осторожностью высказывали свои мнения, советуя быть предельно бдительными и трезвыми при необходимости сопоставления переживаемых исторических событий с тем, что пророчески описано в Апокалипсисе. "Печать", будет ли это имя антихриста или число его имени, когда придет момент ее проставления, тогда только повлечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, когда будет добровольно принята человеком”[5].

Итак, “печать антихриста” не столько порождает некоторое внутреннее отречение от Христа, сколько выражает его.

Та душа, которая утратила желание жить во Христе, уже несет в себе дух антихриста, который и выразится в принятии “печати”.

Печать - знак собственности и принадлежности. Как на монетах древнего мира изображался император ради обозначения того, что эта монета является его собственностью, так и печать Миропомазания ставится на нас, чтобы объявить о том, что мы уже не рабы миру, что мы избрали иной путь: пожелали служить Христу. Так и “печать антихристова” будет знаменовать тех людей, которые уже задолго перед ее внешним принятием потеряли желание искать Христа.

Поэтому у отцов встречается весьма расширительное понимание “печати антихриста”.

“Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука - деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело - познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, т. е. выкуп Царствия Небесного за земную жизнь. Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: "Куплю дейте, дондеже прииду" (Лк. 19,13)” - игумен Андроник (Трубачев)[6].

Или: “Злопомнение есть печать антихриста, и сердце злопамятного запечатлено печатию его. И когда антихрист (то есть дух антихристов, действующий в миру) кладет эту печать, то от этой печати злопамятства всегда обмирает сердце человеческое… так обмирает человек, когда сердце его бывает запечатлено ненавистию. Это проклятое злопамятство делает человека столь бесчувственным, что люди сами умерщвляют себя разными смертями” - из “Посмертных поучений преподобного отца нашего Нила Мироточивого”[7].

Издатели поучений преподобного Нила поясняют: святой считает, что все смуты, революции и нестроения “от злопамятства, то есть горделивого осуждения недостатков ближних, непочтительности родителям, подчиненных к начальникам и т. п…. Особенно тонко этот яд осуждения излит в творениях Л. Толстого… Читающая их с увлечением молодежь отравляется от юности ядом злопомнения и осуждения, печатлеется печатию антихристовою, теряет доверие к Церкви”[8].

Преподобный Макарий Оптинский, говоря о том, что многие стесняются креститься на людях, предполагает: “Как же это враг налагает печать на челе и на правой руке? Не иначе как вводит в обычаи света постепенно свои ухищрения; да еще лукаво скрывает себя со своими действиями, — внушает людям, что нет диавола”[9].

Богословы предреволюционной поры предпочитали обращать внимание на внутреннее состояние людей, а не на внешние знаки: “Это число зверя или имени зверя не есть знак чисто буквальный, но символический, таинственный, вероятно, выражает характер исповедания веры или превратный образ мыслей и жизни того общества людей, которое здесь называется зверем. Иметь имя зверя или число имени его в таинственном смысле значит исповедать то учение, которое проповедует зверь, и тем отличаться от прочих”[10].

Святитель Иоанн Златоуст употребляет то самое слово - “начертание”, - которое так завораживает нынешних полемистов. От людей, чрезмерно озабоченных своим отношением к ИНН, можно услышать, что, поскольку в Откровении говорится о “начертании”, то этим обозначается именно внешний вид печати. Штрих-код же состоит из “черт”, а значит, это и есть “начертание”… Сравним эти самодеятельные богословские потуги со словом святителя Иоанна Златоуста: “Пропев два или три псалма и кое-как совершив обычные молитвы, вы расходитесь, думая, что этого достаточно для вашего спасения. Слышали ли вы, что говорит Бог через пророка: людие сии устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене” (Ис. 29,13). Пусть же не будет сказано то же и про нас. Поэтому изгладь буквы, или лучше: те начертания, которые диавол напечатлел в душе твоей, и принеси мне сердце, свободное от всех житейских смятений, чтобы я мог написать беспрепятственно на нем то, что хочу. Теперь ничего нельзя видеть в нем, кроме диавольских письмен: хищения, любостяжания, зависти и злобы. Потому-то я, когда беру ваши листы, не могу даже и читать их; я не нахожу тех букв, которые мы написываем вам во дни воскресные и с которыми отпускаем вас, но нахожу вместо их другие - негодные и искривленные. Мы стираем эти буквы, и пишем буквы духовные, а вы, выйдя отсюда, предаете сердца ваши действиям диавола, и опять доставляете ему случай написать в вас свое, вместо нашего. Впрочем, я не перестану исполнять свою обязанность, и писать в вас правильные буквы. Если же вы будете разрушать наш труд, то нам предстоит несомненная награда, а вам немалая опасность”[11].

Вот еще два возможных понимания “печати”: число из трех шестерок есть символ антихристовой “маеты”, оно означает тоску души, лишенной Христа. “Шестеричное число есть число будничного труда и работы, постоянного беспокойства и усталости (666 - три раза повторенное число рабочих дней в неделе); истинную же субботу (успокоение) дарует только Христос, а с ним и новый день вечного мира”[12].

Кроме того, шестерка - это цифра, предшествующая семи. Семь - знак добротности и полноты, церковной благодатности. Шесть - то, что предельно близко, то, что уже как будто прикоснулось к этой полноте. 666 - это предельная устремленность к полноте, но — все же в каждой своей детали, в каждой своей подробности так и не доходящая до нее. Это - пародия на Церковь, так и не становящаяся Церковью. Самая страшная ложь - ложь правдоподобная… В итальянском городе Орвието есть фреска “Страшный Суд”, исполненная в начале XVI века художником Л. Синьорелли. На ней есть и изображение антихриста. Он облачен в те же одежды, что и Христос (в традиционной христианской иконографии). У них похожие черты лица, волосы, бороды… И только глаза у антихриста - злые-злые[13]. Антихрист и в самом деле будет притворяться Христом. Шестерка, притирающаяся к Семи, и есть максимум притворства, то есть вершина обмана[14].

Синод Элладской Церкви, выступая в июне 1997 года против кощунственного использования трех шестерок в государственных документах Греции (в Греции, напомню, в отличие от Украины и от России, Православие является государственной религией, и потому церковная оценка деятельности государства там более уместна), пояснял: “Наша Церковь признает, что печать Христова не есть некий внешний символ, но есть благодать Святого Духа, освящающая человека в Таинстве Крещения. Так и "печать антихриста" не есть нечто внешнее, навязанное извне, но есть вольное отсечение себя от благодати Святого Духа через добровольное отречение от веры в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира”[15].

Но вот какое толкование не встречалось в церковной традиции - это представление, будто человек может невзначай наткнуться на “печать антихриста”, а та помимо воли человека совершит духовный переворот в его душе и из раба Христова сделает его прислужником антихриста (листовка Одесского Успенского монастыря уверяет, будто “идентификационный номер соединяет нас с диаволом”). Это представление, нередко озвучиваемое сегодня даже монахами (а монахи в Православии есть - по определению - носители и защитники традиции), есть нечто вполне модернистское.

Это же азы православной аскетики - сначала человек будет проникнут духом антихристовым и лишь затем примет внешнюю печать.

Не печать провоцирует утрату Христа, а потеря укорененности во Христе в конце концов проявляет себя и в принятии печати.

Христос - это не кошелек, который можно незаметно вытащить в автобусной давке. Не может быть такого: человек вошел в магазин христианином, но купил бутылку сока со штрих-кодом - и все, Христа потерял. Если человек не имел сознательного желания жить “помимо” Христа, - то не может такого быть. Нельзя так низко думать о Христе.

“Модернизм” это - считать, будто человек незаметно для себя и не желая потерять контроль над собой может все же потерять связь с Христом[16].

Верить в то, что некие штрихи и знаки сами по себе могут воздействовать на совесть человека, - значит непозволительно много отдавать на откуп магии и идолам[17].

К сожалению (и позору нашему), не антихрист своей магической властью лишит людей свободы и тем самым навяжет нам свою власть, но люди сами примут такой образ жизни и такую систему ценностей, что изгонят из своей жизни Христа. И когда в их мыслях не будет места для стремления ко Спасителю - тогда и появится на их челе “печать зверя”. Когда в своих действиях люди встанут на путь беззакония, при этом оправдывая все свои грехи и не чувствуя покаяния, - тогда и на десницу их ляжет та же самая “печать”.

Блаженный Августин еще в пятом столетии давал такое толкование предупреждению апостола Иоанна о “печати антихриста”: начертание, то есть клеймо преступления, будет начертано “на челе - ради исповедания, на руке - ради дел”.

“Интересно проследить, каким образом в Ветхом Завете употребляется символ "лба". Обличая иудеев, Пророки говорят об их "крепколобии" и "жестокосердии" (Иез. 3,7); о том, что у Израиля "лоб блудницы" (Иер. 3,3). Исаия, обращаясь к "дому Иакова", говорит: "лоб твой - медный" (Ис. 48,4). В результате совершенного царем Озией нечестия, "проказа явилась на челе его" (2 Пар. 26,19). Давид поразил филистимского великана также в лоб (1 Цар. 17,49). Именно на челе Аарона находилась табличка с надписью "Святыня Господня" (Исх. 28,37-38). Таким образом "чело" оказывается неким показателем отношения человека к Богу. Если человек обращает чело к своему Господу, на нем запечатлеваются знаки святости и правды. И наоборот, отвращаясь от Бога, человек становится "твердолобым" и на челе его является проказа. О том, что знак на челе и руке означает следование заповедям Божиим, говорится и во Второзаконии, когда Господь обращается к иудеям: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими" (то есть на челе!)... (Втор. 6,6-8). Кстати, многими иудеями эти слова понимались буквально, за что и обличал фарисеев Господь Иисус Христос (Мф. 23,5).

Другой важный и часто употребляемый ветхозаветный символ - "десница".

Господь держит праведника за правую руку и укрепляет (Ис. 41,13). Господь "одесную" праведника (Пс. 15,8).

Следовательно, замена знака Господня на знак антихристов означает отвержение заповеди Божией и выбор греха. Апостол Иоанн несомненно был укоренен в ветхозаветной традиции, и образы, им используемые, перекликаются с образами Ветхого Завета”[18].

Дело антихриста и его царства - воспитать такой образ мысли, при котором человек не мог бы молиться ко Христу. Воспитанием и рекламой, через школы и газеты, через телевидение и даже через церковную (псевдоцерковную) проповедь люди будут вовлекаться сначала в религиозный индифферентизм (равнодушие), а затем - в весьма активное участие в различных “общечеловеческих” мистериях. Христианство растворят в язычестве. И именно в такие дни “всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Деян. 2,21).

Этими словами легко оправдать свою “теплохладность” - надо же, как легко будет спастись в “последние времена”: ты только призови имя Господне — и сразу спасешься. И не нужно будет даже всенощного бдения выстаивать. Мое смущение по поводу этих слов Писания растаяло вследствие одной поведанной мне истории, которая, думается, имеет прямое отношение к истолкованию этого апостольского пророчества.

В январе 1998 года ко мне пришли несколько молодых людей, готовившихся стать пятидесятническими проповедниками, и сказали, что они хотят перейти в Православие. Они долго сопоставляли свое богословие с православным и в конце концов пришли к выводу, что пятидесятничество - это не Церковь. Я попросил их рассказать подробнее о том, что именно было последним толчком, понудившим их порвать с пятидесятничеством. И вот один из них объясняет: “Недавно я был на молитвенном собрании пятидесятников. После обычных молитв началось "говорение на языках", глоссолалия. И я решил в эту минуту не участвовать в общем молении, а помолиться православной "Иисусовой молитвой": "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!" Но целых десять минут я не мог вспомнить начало этой молитвы. Было такое ощущение, будто какая-то сила вторглась в меня и не позволяет обратиться ко Христу, контролирует мое сознание. С огромным усилием мне удалось вспомнить начало "Иисусовой молитвы", начать ее произносить, и через минуту все эти окружавшие меня эффекты вдруг стихли, молитва на "языках" умолкла. И я понял - это опасно. Надо от пятидесятников уходить”.

Согласитесь, трудно представить себе протестанта, который не может вспомнить имя Иисуса. С ним должно было произойти что-то из ряда вон выходящее, чтобы он забыл, как зовут его “лучшего Друга”. После этой истории мне стали понятны апостольские слова о спасении через призывание имени Господа. Казалось бы - нет ничего проще. Живи пока спокойно, а придет время испытаний - уж имя-то Христово я точно вспомню. Призову имя Господне и спасусь. Но нет: если человек не жил полной церковной, православной жизнью до воцарения антихриста, он не сможет защитить свой ум и свою душу в страшные времена. Он станет “зомби”. В него ворвутся энергии тьмы и опустошат его память, парализуют его волю к молитве. Он не сможет призвать спасительное Имя. Поэтому сейчас надо беречь себя, блюсти себя и свой ум. И питать себя добротным “хлебом” православной духовности.

Но ведь - с другой стороны - не со случайным прохожим случилось такое опустошение сознания и лишение его памятования об имени Божием. Этот человек сам пришел в секту и провел в ней несколько лет. Если же православный христианин будет проходить мимо клуба, где собрались пятидесятники, - вряд ли с ним произойдет нечто подобное.

Только сам человек сделает себя таким, что “печать антихриста” будет в нем действенна.

И потому не стоит слишком доверять пропагандистам, пугающим “логическими цепочками”: мол, тот, кто примет ИНН, примет потом личный номер, затем не устоит перед принятием электронной карточки, затем - микрочипа, который и окажется “печатью антихриста”.

После демонстрации этой цепочки ошеломленным слушателям ставится вопрос: “если сейчас принять ИНН - то где же тогда остановиться?!”.

А ведь ответ на вопрос о том, где христианину пора останавливаться и отклонять “предложения, от которых нельзя отказаться”, очевиден. Эта грань - вопрос о вере, о Христе.

Если условием продажи мне трамвайного билета будет отречение от Христа или поклонение кондуктору как Богу - тогда и трамвайный билет может стать “печатью зверя”. А если электронные документы будут выдаваться безо всяких религиозных условий - то и они не будут духовно вредны.

И не надо этот простой ответ запутывать рассуждениями о “глобализме”, “электронной манипуляции” и “коллективном антихристе”.

Примечания:

[1] “Он приказывает всем всюду возлагать курильницы, чтобы таким образом никто из святых не мог ни купить, ни продать, если только предварительно не принесет жертвы. Это и есть начертание, положенное на правой руке. А начертание на челе указывает на то, что все будут увенчаны и все будут носить огненный венец, но венец не жизни, а смерти. Именно так ухитрился поступить с иудеями и Антиох Эпифан” (Ипполит Римский. О Христе и антихристе, 49 // Учение об антихристе в древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. СПб., 2000, сс. 224-225). Под “огненным венцом” имеется в виду выжженное тавро (см. 3 Макк. 2,20). О жертвоприношении как условии торговли архимандрит Ианнуарий пояснял: “Стих 17 говорит об угрозе экономического бойкота всякому, не покоряющемуся культу императора. Таковой лишается возможности существования. Здесь мы снова видим радикализацию и обобщение наличного опыта конца I века. Христианин, желавший заниматься ремеслом или торговлей, должен был принадлежать к соответствующей гильдии, корпорации. Это членство требовало участия в религиозных практиках, посвященных богу-покровителю или императору. Тот христианин, который не решался на это, подвергал опасности свои экономические возможности. Кроме того, есть указания на то, что в Ефесе, городе, где провинциальные власти с особой ревностью насаждали имперский культ, был обычай: всякий приходящий на рынок должен был при входе принести жертву и получал чернильный знак на запястье или на лоб (ср. Иез. 9). Только это давало ему право покупать или продавать” (Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13, 15-18) в связи с проблемой ИНН. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии.

[2] Коснулся ли вас номер? // Голос совести: Приложение к газете “Донской казак”. 1994, № 3 (перепечатка из “Ортодоксос типос” от 13 июня 1986 года)

[3] Смелков И. Надо ли принимать ИНН? // Русский вестник. 2000, №№ 7-8

[4] Сидорова Л. Эта сладкая свобода за решеткою штрих-кода // Вечерний Магадан. 16 февраля 2001. Ну, а если кто-то напишет атеистический памфлет и поставит под ним имя Л. Сидоровой - что же, Сидорова от этого атеисткой станет?!

[5] Православие или смерть! Публицистический альманах. Вып. 15. Предпоследний выбор. М., 2000, с. 10

[6] Игумен Андроник (Трубачев). Святоотеческое понимание библейского понятия “печать антихриста”. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии

[7] Посмертные поучения преподобного отца нашего Нила Мироточивого… с. 56

[8] Там же, сс. 56-57

[9] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1862, с. 368

[10] Петр, епископ Томский. Объяснение Апокалипсиса. Томск, 1885, с. 179; то же: Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем. М., 1902, с. 217

[11] Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея, 11, 7 // Творения: СПб., 1901, т. 7, кн. 1, с. 120

[12] Виноградов Н. О конечных судьбах мира и человека. М., 1889, с. 102

[13] См. публикацию этой фрески в энциклопедии “Мифы народов мира” (М., 1987, т. 1. с. 87).

[14] “Христос за Его царское достоинство предвозвещен был как лев, подобным образом и антихриста Писание предуказало как льва за его качества тирана. Да и вообще во всем обольститель желает уподобиться Сыну Божию. Христос - лев, лев и антихрист. Христос ~ царь, царь, хотя и земной, и антихрист. Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезанный пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, подобным же образом пошлет и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель Своих рассеянных овец, подобным же образом соберет и тот рассеянный народ иудейский. Дал Господь печать верующим в Него, подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь, в образе человека придет и он. Воскресил Спаситель святую плоть Свою как храм; восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме”. (Ипполит Римский. О Христе и антихристе, 6 // Учение об антихристе в древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. СПб., 2000, с. 248).

[15] Кодирование - подобие апокалиптической печати. Киев, 1998, с. 12

[16] Афонский старец Порфирий в 1986 году успокаивал греков, вышедших на демонстрацию против электронной кодировки товаров: “Ничего страшного, не бойтесь, вы же не добровольно принимаете это число. Если 666 появляется на деньгах, на товарах, ничего не поделаешь, мы живем в падшем мире. Но великий грех будет совершен лишь тогда, когда вы сами примете "печать антихриста" на лоб и на руку, соглашаясь быть его слугами. Пока же этого нет, надо быть спокойными”. Фомин С., Фомина Т. Россия перед Вторым пришествием. М., 1998, т. 2, с. 289

[17] Это вообще характерная черта иннэнистской пропаганды. Иеросхимонах Рафаил, например, полагает, что антихристу не помешает даже благодать Божия - и он сможет обмануть “людей глубоко верующих, даже благодатных, Архипастырей и пастырей”. Иеросхимонах Рафаил. Не сочетайтесь с духом времени сего // Сербский крест. Святая Русь. 2001, № 3 (52)

[18] Эти наблюдения над текстом Писания сделаны преподавателем Свято-Тихоновского Богословского Института диаконом Дионисием Лобовым.


Источник: Библиотека "Халкидон"