ЧТО СКРЫВАЮТ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Половина Великого поста позади. Среда этой недели в наших богослужебных книгах именуется средопостной, тем самым указывается, что это ровно середина поста. И в этот день кажется уместным немного рассказать о Великом посте, а именно о тех аспектах Святой Четыредесятницы, которые мало знакомы большинству верующих.
Дотошный постник, посидев немного над календарем, спросит: «Откуда взялись 40 дней поста? Ведь от Прощеного воскресенья до Великой Субботы 48 дней, а не 40? Откуда взялись эти 8 дней?». Дело в том, что сам пост продолжается 40 дней и заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем. В богослужении этого дня поется следующее песнопение: «Душеполезный совершив сорокадневный пост, святую неделю страдания Твоего увидеть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое». То есть Великий пост и Страстная седмица – это разные периоды. Если в Великий пост мы плачем о своих грехах и стараемся с помощью поста очистить свою душу, то в Страстную седмицу постимся, вспоминая страдания и Крестную смерть Иисуса Христа.
Большинству православных известно, что каждое воскресенье Великого поста посвящено какому-нибудь святому или событию. Но мало кто знает, что этих памятей в почти каждое постное воскресенье не одна, а две.
В первое воскресенье Великого поста мы празднуем не только Торжество Православия и победу над иконоборчеством, но и вспоминаем всех пророков, которые жили до прихода Спасителя. Второе воскресенье носит имя свт. Григория Паламы, но также в этот день вспоминается притча о блудном сыне. Четвертое воскресенье посвящено прп. Иоанну Лествичнику, однако, кроме этого святого, в этот день мы вспоминаем притчу о милосердном самарянине. А пятое воскресенье поста – память преподобной Марии Египетской. Также в это воскресенье Церковь нам предлагает для размышлений притчу о богаче и Лазаре. Несмотря на то что воспоминания притч воскресеньями Великого поста – это более древняя практика, чем празднование святых, но большинство о ней забыло, и только тот, кто внимательно слушает вечернее богослужение накануне великопостных воскресений, обратит внимание, что в нашем богослужении есть множество отсылок к перечисленным выше притчам.
А как же так получилось, что в воскресенья Великого поста празднуется память некоторых святых и почему именно их?
Память святого Григория Паламы установили чествовать во второе воскресенье Великого поста в XIV веке. Праздник воспринимался как второе Торжество Православия. Если в IX веке была одержана победа над иконоборцами, то в XIV веке – усилиями святого Григория над противниками умной молитвы и учения о нетварном свете.
Совершенно иная история связана с памятью святых Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Сейчас можно встретить множество объяснений, что они установили образец поста и т. д. Но это не совсем так, ведь в нашем календаре есть множество других святых, чей подвиг поста не может не удивлять. Дело в том, что их празднование совершается вне поста, а память святых Иоанна и Марии приходится в дни поста (12 и 14 апреля). В древности праздники в честь святых в будни Великого поста не совершались, и поэтому очень часто память этих двух святых не чествовали. Поэтому в XIV веке было решено перенести празднование их памяти на четвертое и пятое воскресенье поста, чтобы делать это каждый год.
Перейдем от великопостных воскресений к будням, поговорим немного о самом знаменитом элементе постового богослужения – молитве преподобного Ефрема Сирина и сопровождающих ее поклонах. В древности эту молитву читали про себя, воздев руки к небу. Даже сейчас на Афоне данную молитву не читают вслух, объясняя это тем, что в городах многие прихожане ее наизусть не помнят, а в монастыре монахи постоянно упражняются в молитве и поэтому должны ее читать наизусть.
Кстати, вплоть до XVIII века эта молитва совершалась не с 4 великими поклонами, а с 16. Земной поклон полагался и на каждую из кратких 12 молитв. К тому же в древности земных поклонов делали гораздо больше, чем сейчас. Сегодня мы кланяемся до земли только во время молитвы святого Ефрема Сирина и еще нескольких моментов богослужения, а в древности земной поклон делали при чтении Трисвятого, малого славословия, при троекратном повторении «Аллилуйя» и т. д. Всего совершалось за сутки около 300 поклонов. Такое количество связано с минимумом, который, по древним Уставам, должен делать монах. Следовательно, все, кто Великим постом постоянно были в храме (монахи и особо ревностные миряне), выполняли правило о поклонах.
Мы отметили всего несколько интересных фактов богослужения Великого поста. Их гораздо больше, но они раскрываются только тем, кто внимательно участвует в богослужении, следит за чтением и песнопениями, стараясь сделать свою молитву серьезней и осмысленней.
Александр Адоменас
http://pravlife.org/content/chto-skryvayut-bogosluzheniya-velikogo-posta
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии