Что есть Новый Завет? Андрей Десницкий

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ.


В. Д. Поленов. Христос и грешница (1888)

Христианство – оно на первый взгляд сразу про всё. Это и куличи к празднику, и колокольный звон, и крещенская вода, и платочки женские… или взять поглубже: это сокровенная мудрость старцев в дальних скитах, великое искусство иконописи, символика крестово-купольного храма… А еще это отточенность догматических формулировок, глубина песнопений, величие таинств, строгость иерархии, богатство народной культуры, многовековая история. И главное, не забыть: вера, надежда и любовь, но любовь главнейшая.

Но как связать всё это воедино? Ведь есть свои привычки, правила и обряды в других религиях, да и не у всех христиан они одинаковы, даже если брать только православных: в Греции кое-что не так, как у нас, и в Сербии не совсем так, и в Грузии… И о любви в наше время не говорит только ленивый. За что хвататься, как отличить золото от подделки? Всего не перепробуешь, жизни не хватит, надо начинать с главного.

«В христианстве главное – Сам Христос», ответят нам, и скажут совершенно верно. Но кулич, платочек или молебен – они вот, осязаемые и понятные, а как встретить Христа? Как удостовериться, что твоя встреча с Ним – не просто фантазия или эмоция, а центр всей твоей духовной жизни? Христос открывается в Евангелии, Он присутствует в жизни Церкви, говорят нам. Но и это не вполне понятно: Бог и так вездесущ, умных и прекрасных книг о Нем и так написано много, что же сказано такого особенного в этой небольшой древней книге, что же происходит такого неповторимого в этой нынешней общине?

Священное Писание, общее для всех христиан, называется «Новый Завет». Есть у них еще и Ветхий Завет, он объединяет христиан с иудеями (хотя раз нет для них Нового, то и этот не может считаться Ветхим, они называют его иначе). И вся суть христианства проистекает именно из этого понятия: Новый Завет.

И чтобы с ним разобраться, сначала стоит обратиться к Ветхому. Слово «завет» можно перевести еще и как «договор», хотя речь идет о договоре совершенно особого рода, не о таком, какой подписывают партнеры по бизнесу. Скорее, он походил на соглашение, которое заключало какое-нибудь небольшое племя с великим царем. Царь обещал племени свое покровительство, защиту от врагов и всяческую помощь в трудных ситуациях, а племя… от него требовалось, в общем-то, только одно: безусловное и безоговорочное подчинение воле царя.

Примерно такое соглашение и заключил Бог с израильтянами, которых Он вывел из Египта, где они были на положении рабов. Это была толпа беглецов в пустыне, ей не на кого было надеяться, не на что рассчитывать, и Бог предложил им нечто совершенно особенное. На горе Синай Он дал израильтянам Закон, а они приняли его и обещали соблюдать. Заключение завета состоялось в виде жертвоприношения, причем кровью жертвы был окроплен весь народ. Отныне на нем был знак Завета: Бог стал их Богом, они стали Его народом.

Первый пять книг Библии, Пятикнижие, как раз и рассказывают, откуда взялись израильтяне, как они оказались в Египте, как оттуда вышли, как заключили завет с Богом. Дальше идет изложение того самого Закона, который они должны были соблюдать. Но в Ветхом Завете содержится еще не один десяток книг… зачем остальные? Они рассказывают, как исполнялся этот Завет. У израильского народа была долгая и сложная история, но она понимается в Библии не просто как борьба разных сил и личностей, но как развитие отношений между Богом и Его народом. С этой точки зрения любые беды и напасти – только следствие отпадения от Бога, неповиновения Ему. Дело даже не в том, что Бог так наказывает людей – скорее, Он возвращает их к Себе, напоминает им о самом главном и помогает избавиться от лишнего. Иногда такое избавление оказывается болезненным.

В этом, напомню, христиане вполне согласны с иудеями, да и мусульмане отчасти разделяют этот взгляд на Священную историю. Но речь здесь шла только об одном народе. Пусть его история и призвана была стать примером для всех народов земли (и это была история далеко не только побед, но и горьких поражений), но то, что происходило с ним, не затрагивало остальное человечество напрямую. В этом была неполнота, и пророки не раз предсказывали, что настанет время, когда Бог заключит с людьми новый завет, и что войти в него легко смогут люди любых народов, если только откликнуться на призыв.

Евангелие описывает, как именно это произошло. В израильском народе родился Младенец Иисус, и как сами израильтяне прежде были избраны среди прочих народов, так и Он оказался среди них Избранником Божьим – Мессией, а по-гречески Христом. Как и в случае с целым народом, это избранничество было скорее обязательством и ответственностью, чем какой-то привилегией.

А вот дальше параллели заканчиваются. Народ израильский был в принципе точно таким же, как и прочие народы, пока его не избрал Бог. Но Иисус был Сыном Божьим и Сыном Человеческим одновременно. Он был Богом, который по Собственной воле стал человеком, чтобы заключить с людьми Новый Завет «на их территории». И это – самое главное в Евангелии. Да, там есть множество мудрых и верных изречений Иисуса, там рассказано о совершенных Им чудесах и исцелениях. Но мудрые слова много кто говорил в этом мире, и в чудесах тоже нет ничего уникального. История о том, как Бог стал одним из нас ради нашего спасения, всё ради него совершил и всё претерпел – это есть только в Евангелии, только у христиан.

Накануне своего ареста Иисус собрал апостолов на Тайную Вечерю. Он преломил хлеб и назвал его Своим Телом, дал им пригубить от чаши с вином, которое он называл Своей Кровью. Совсем немного оставалось до того времени, как Его кровь потечет на землю, сначала под ударами бича, а потом из пронзенных насквозь рук и ног, когда Его тело повиснет на кресте… К чему такой странный обряд?

Прежний завет был заключен при жертвоприношении, и с тех пор израильтяне многократно приносили в жертву разных животных, чтобы попросить о прощении своих грехов, проявить свою преданность Богу, и разделить с Ним праздничную трапезу. Смысл этих жертв был всем хорошо понятен. И вот теперь в жертву приносилось не животное, но Бог и Человек Иисус, во искупление грехов всех людей, единожды и навсегда. И прежде, чем это произошло, Он пригласил Своих учеников на общую трапезу, Он заключил с ними Новый Завет, он сделал их не просто зрителями, но соучастниками Своей смерти и Своего воскресения.

С тех пор везде и всегда самое главное действие, которое совершают христиане – это Евхаристия, то есть повторение Тайной Вечери. Мы обычно называем это словом «причащаться», только суть причащения совсем не в том, чтобы мы, придя на службу в индивидуальном порядке после некоторой подготовки, получили от священника Дары лично для себя. Собираясь перед Чашей, мы говорим Богу и друг другу: да, мы вступаем в Новый Завет, заключенный Богом с людьми всех народов, пожелавшими в него войти, и потому мы – Его народ. Мы Церковь.

И это, как и прежде, не только высокое звание и величайшие права, но и достаточно серьезные обязательства. Нет, речь идет не о том, как строго поститься, сколько молитв вычитывать утром и вечером, хотя и это важно – но не это в первую очередь. Вступая в Новый Завет, мы даем, по сути, только одно обязательство: любить Бога и ближнего как самого себя. Иисус сказал, что в этом и заключается весь Закон, все заповеди. Всё остальное – только подробности. Выполнить это неимоверно трудно, если вспомнить, что любовь в Писании – не просто нежное чувство, а деятельное и верное служение тому, кого любишь. Но стремиться к этому и значит принимать Завет с Богом.

И еще это означает, что вся твоя жизнь отныне определяется не экономикой, политикой, культурой, историей и чем еще угодно (хотя никуда они из мира не денутся). И даже не собственными «хотелками», хотя и от них избавиться удавалось разве что великим подвижникам, да и то сами они так не считали. Всё, что с тобой происходит – это теперь твои отношения с Богом и ближним. Это твоя история исполнения Завета

Что же получает за это человек? Царство небесное, вечную жизнь с Богом. И уже сейчас – смысл всему происходящему, чувство любящей руки, которая ведет тебя сквозь все переживания и страдания к высшей и лучшей цели. Ну, и если будет Ему годно – и здоровье, и успех в делах, и семейное счастье, и многое иное. Но только в качестве приложения, потому что этого как раз нам не обещали. Обещали только самое главное, остальное – уж как получится.

Конечно, как и в случае с древним Израилем, всё зависит от того, насколько мы сами исполняем Завет, заключенный с Богом. Сделать это в полноте никому невозможно, совершить всё, о чем говорил Иисус, ни разу не оступившись и не согрешив, смог только Он Сам. Но ведь и межчеловеческие отношения, такие как брак или дружба, не бывают безоблачными – в них тоже есть место ошибкам и размолвкам. Тем более трудно удержаться в отношениях с Богом! Самое главное здесь – в какую мы движемся сторону, стремимся ли сохранить Завет, в который мы вошли, невзирая на все наши ошибки и падения, слабости и недоразумения. И если да, то за другую сторону заключенного соглашения можно не волноваться: Он исполнит, что обещал, и много больше того.


Источник: Нескучный сад