Четыре Столпа. Протодиакон Иоанн Полищук
Вот и отошли незаметно Рождественские праздники, и время потихоньку приближает нас к вратам покаяния. Листая церковный календарь в конце декабря и нескольких первых числах января, лично я заметил некоторую закономерность. Начиная с 24 января, с разрывом в несколько дней, мы празднуем память известнейших столпов аскетики и учителей покаяния: преподобных Феодосия, Антония, Макария и Евфимия, которые все по праву названы Великими. И всегда, начиная от памяти прп.Феодосия, в моем сознании наблюдается начало такого невольного разворота в сторону Великого Поста. Неважно, когда он начинается и какая попадает Пасха, ранняя или поздняя.
Суровые аскеты, отсекшие все страсти и вселившиеся в пустыню ради стяжания Святаго Духа. Но чему нас, мирских людей, могут научить великие светильники монашеской жизни? Рассматривая по хронологии их память, попробуем исследовать жизнь и творения каждого из них.
Преподобный Феодосий
Родился от благочестивых родителей Проересия и Евлогии. С раннего детства воспитывался в страхе Божием и был поставлен во чтеца. Вскоре стал учеником преподобного Лонгина, который проживал в т.н. «Столпе Давидовом» (древняя башня в стенах Святого града Иерусалима). Позже преподобный с благословения своего старца поселился возле одного храма, на полпути между Иерусалимом и Вифлеемом. Но, теснимый суетой, Феодосий ушел в пустыню и вселился в пещеру.
В скором времени возле него собрались такие же люди, ищущие уединения, и встал вопрос о построении обители. Преподобный Феодосий не хотел проявлять своеволие в выборе места и решил испытать Волю Божию. Он взял кадило, вложил в него уголь с фимиамом, но разжигать не стал и начал ходить по пустыне в поисках места, как об этом повествует его житие: «…он обходил места, которые казались более удобными для построения монастыря. Он прошел далеко по пустыне и с теми же невозгорающимися и холодными углями в кадиле достиг места, называемого Кутилла, и берегов Смоляного озера. И когда увидел, что угли не загораются… то вознамерился возвратиться в пещеру. Когда он возвращался, и пещера была уже недалеко, из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись». Так было положено начало Лавре Преподобного Феодосия Великого.
Кроме обители преподобным было выстроено много больниц и странноприимных домов. В храмах его обители богослужение велось на нескольких языках: греческом, грузинском и армянском. Когда начались споры после Четвертого Вселенского Собора, он вышел из пустыни и, придя в Иерусалим, в храм Гроба Господня, стал на амвон и зачитал свое послание: «Кто не почитает четыре Вселенских собора, как и четыре Евангелия, тот да будет анафема!», за что и был выслан в ссылку и смог вернутся на место только по смерти императора Анастасия. Почил святой в глубокой старости в 529 году, имея 105 лет. Тело его было погребено в пещере трех волхвов.
Преподобный Антоний
Родился Антоний в 251 году в Египте. В 20 лет остался круглым сиротой с малолетней сестрой на попечении. Однажды юноша пришел в храм и услышал слова читаемого диаконом дневного Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Чуткое сердце юноши восприняло их как знак. Оставив сестру на попечении в общине девственниц, он удалился в пустыню, в которой первые двадцать лет жил в полном уединении и безмолвии. Диавол очень сильно докучал преподобному разного рода нападениями. Когда в полном бессилии Антоний лежал на земле, уже полностью вымученный врагом во брани, ему явился Сам Христос, утешая и ободряя.
В 305 году преподобный Антоний прерывает свой затвор по просьбе отшельников которые селились невдалеке, подражая ему своей жизнью. Известно также, что преподобный приходил в Александрию во время гонения Максимиана, даже в самые страшные места, ободряя христиан не боятся. После 313 года он переселяется к Суэцкому заливу где основывает монастырь. Примечательна была встреча Антония с Павлом Фивейским, который очень давно оставил мир и больше 90 лет жил в пустыне. В 350 году, по приглашению святителя Афанасия Великого, оставляет затвор и приходит в Александрию, где обличает арианскую ересь. Почил преподобный в 356 году, также на 105-м году жизни.
Вот что пишет святитель Афанасий о нем: «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, – пишет святой Афанасий, – однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».
Преподобный Макарий
Пожалуй, кроме святого Макария, нет больше никого, кого бы современники назвали земным Богом.
Родился Макарий около 300-го года, также в Египте. Прожил, правда, не такую долгую жизнь, по сравнению с Антонием и Феодосием, но все же не меньше добродетельную и исполненную борьбы с миром, плотью и диаволом.
Очень рано, по настоянию родителей, вступил в брак, но вскоре и жена, и родители его умерли. Во время сильного горя юноша начал особенно вчитываться в Священное Писание, по настоянию епископа был даже произведен в иподиакона, но тяготился этим служением и ушел в пустыню к преподобному Антонию, став его учеником. Через некоторое время отходит в скитскую пустыню, где очень преуспевает в добродетели.
Все же, в сорокалетнем возрасте, по настоянию братии его рукополагают в священники. В этом же возрасте, согласно церковному преданию, он получил дар чудотворения и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших. Так, по преданию, святой воскресил мертвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения. Из более поздних свидетельств о жизни Макария известно, что он мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух. Известен случай, когда мертвый свидетельствовал для оправдания невиновного, другой умерший рассказал, где спрятаны вещи, что избавило его семью от рабства.
Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии название монастырь Макария Великого. Также пострадал от ариан, был в ссылке. Скончался в основанной обители, имея 90 лет от роду.
Преподобный Евфимий
Родился около 377 года и в три года потерял отца. По просьбе матери опеку над трехлетним мальчиком взял на себя епископ, который со временем и рукоположил Евфимия во священника, поставив его надзорником над местными монастырями. Начальствование тяготило молодого иеромонаха, и он отпрашивается у епископа в паломничество по Иерусалиму, после которого уже не возвратился назад, а пошел в Лавру Харитона Исповедника, но поселился в одной из келий за обителью вместе с другим отшельником Феоктистом. В пещере они начали вдвоем совершать богослужения.
Известно, что Евфимий исцелил сына одного арабского филарха и крестил его и весь тот народ. Приобретя и здесь известность, он уходит в пустыню Зиф, там, в благодарность за избавление от беснования сына, протокомит одной из деревень построил обитель, которая стала в последствии Лаврой преподобного Евфимия. Кроме подвигов умервщления плоти, Евфимий боролся также за чистоту веры. Когда палестинское монашество в своем большинстве не признало решений Четвертого Вселенского Собора, Евфимий в одиночестве и полной решимости защищал Православное вероучение. Почил в своем монастыре в 473 году.
Вместо послесловия
Только на первый взгляд может показаться, что подвиги и борения этих четырех столпов христианства отжили свое и нашему поколению не с чего брать с них пример. Что касается аскетических трудов, возможно, и не все, в силу различий менталитета и культуры, удастся применить в личной жизни, но… То, что касается их ревности к чистоте веры и заботе о своем спасении, для всех христиан, а тем более православных, актуально в любые времена. Наше время, когда в Украине во множестве витают разные религиозные нестроения, их пример бесценен: как преподобные Феодосий и Антоний, не бояться называть вещи своими именами и там, где надо, встать на защиту Православной веры; не бояться потерять единомышленников, а как преподобный Евфимий, даже в одиночестве, стоять на чистоте веры. И тогда крепкой верой, как у преподобного Макария, человеку живущему свято, станут возможны даже самые невероятные вещи.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии