Четвероевангелие. Евангелие от Луки: кто такой Феофил?
Мы продолжаем наше введение в изучение Писания и сегодня поговорим об особенностях Евангелия, написанного евангелистом Лукой.
Древнее предание, восходящее, в частности, к святителю Епифанию Кипрскому, говорит, что евангелист Лука был апостолом из числа семидесяти. Во всяком случае, только Лука говорит об избрании этого сонма учеников Христа.
Блаженный Иероним Стридонский и Евсевий Кесарийский настаивают на том, что родиной апостола Луки была Антиохия – на то время главный город восточных земель Римской империи, прославившийся высоким уровнем наук и искусств, что не могло не повлиять на хорошее образование будущего евангелиста.
Интересно, что Ориген Луку считает родственником апостола Павла, упомянутого в послании к Римлянам под именем Люция или Лукия (Рим. 16, 21).
В шестнадцатой главе книги Деяний евангелист упоминает о себе, как о спутнике апостола Павла, далее неизменно следовавшим за ним из Троады до Иерусалима, и из Иерусалима в Рим на суд императора. Собственно после окончания событий, описанных в книге Деяний, говорить о подвигах апостола Луки крайне затруднительно в виду слишком различных свидетельств, представляемых древними авторами.
Точное время написания Лукой своего Евангелия не известно. Как автор он стоит третьим, потому что такие авторитеты как Ориген, священномученик Ириней Лионский, святитель Иоанн Златоуст и Евсевий сходятся во мнении, что данное Евангелие было составлено после соответствующего труда Матфея и Марка.
Древние кодексы указывают на две даты: либо 49-й, либо 55-й год. Если считать, что в словах: «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование» (2 Кор. 8, 18), – апостол Павел подразумевает Луку, то Евангелие он написал не позже 57-го года, так как примерно в это же время было составлено процитированное послание. А вот допустить указанное предположение нам позволяет свидетельство Златоуста: «И в Послании к Коринфянам о нем же (т. е. св. Луке) говорит его же похвала во Евангелии по всем церквам», – а также блаженного Иеронима: «Третий Евангелист Лука – врач, сириянин из Антиохии, коего похвала во Евангелии, который составил книгу в странах ахайских и виотийских, сам будучи учеником Апостола Павла».
Теперь традиционно переходим к разговору о месте написания. Здесь сведения также несколько разнятся. Так, к примеру, один древний сирийский перевод, говорит, что свой труд Лука составил на греческом языке в Александрии. А вот блаженный Иероним указывает, что данное Евангелие было написано в провинции Ахайя (юг современной континентальной Греции), когда Лука находился там вместе с апостолом Павлом в 54 или 55 году. В общем-то, это свидетельство большинство исследователей полагают наиболее достоверным.
Обстоятельства, побудившие Луку написать Евангелие, очевидны и излагаются им самим в прологе: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил» (Лк. 1, 1-3).
Из этих слов можно предположить, что среди «многих», составлявших повествование о жизни Христа были Матфей и Марка, т.е. об их трудах Лука уже знал, но Ориген и Климент Александрийский, говорят, что видимо здесь речь идет об авторах, ложно описывавших связанные со Спасителем события, а потому Лука поставил перед собой задачу исправить такое положение.
Кем же был этот упомянутый Феофил? Интересно, что святители Епифаний Кипрский и Амвросий Медиоланский считают, что под данным именем не скрывается какой-то конкретный человек, а это просто собирательный образ, всякого христианина, любящего Бога. Такое понимание имени Феофил, каждый из нас, в определенной мере, может отнести к себе. Однако же блаженный Августин, Златоуст и Феофилакт Болгарский считают, что Лука имеет в виду вполне конкретного человека, коим был благородный римлянин, поселившийся в Антиохии, так как римские обычаи ему были известны, а о сирийских Лука говорит как о новых для него.
Скорее всего, Феофилом являлся ученик апостола, ради наставления которого тот и написал Евангелие.
С самых ранних времен Евангелие от Луки и Деяния признаются Церковью как богодухновенные и канонические Писания. Очевидно, что свой труд Лука совершил под руководством апостола Павла, о чем, например, говорит священномученик Ириней: «Лука, спутник Павла, проповедуемое им Евангелие изложил в книге».
Вот так, когда-то личное наставление, предназначенное для одного человека, стало достоянием всей Церкви. Очевидно, что Евангелие от Луки, несмотря на свою первоначальную цель, по своей широте и значению значительно превзошло личное послание и с самых ранних веков, воспринималось христианами как достоверное, тем более что личные качества Луки этому хорошо способствовали. Изложенные свидетельства станут неплохим подспорьем как для нового/повторного обращения к Священному тексту, так и ясным доказательствам достоверности изложенных в нем событий, вопреки любым доводам скептиков.
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/70040-chetveroevanhelie-
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии