Чем опасны для человека страсти. Протоиерей Сергий Успенский
Человек рожден, что бы прожить жизнь, стремясь к совершенству. И первое и главное препятствие на этом пути у человека – сам человек с его страстями.
Страсти – это патология личности. В самом обобщенном виде они сводятся к трем столпам, на которых эта патология держится. Сластолюбие – все формы телесных и психических наслаждений. Это болезнь желательной части души. Сребролюбие – патология раздражительной части души, включающая в себя ненасытную привязанность к вещам и ценностям преходящего мира. И славолюбие – болезнь разумной части души, основа нашей ветхости, проявление гордыни и эгоизма.
Гордость – это патология мыслительной силы, в ней энергия ума изменяет свою естественную направленность и, оторвавшись от Бога, замыкается в пределах ограниченного человеческого «я». На этих трех столпах стоит наше миролюбие. Суть духовной жизни – вырывание миролюбия с корнем. Борьба ведется на двух фронтах – внешнем (аскеза) и внутреннем (умное делание).
Человек не создан как самодостаточная система: у нас нет личной автономии. Как наше тело зависимо от пищи, воды и воздуха, так и наша душа зависима от питания духовного. Не имея возможности генерировать из себя движущуюся силу бытия, человек должен черпать духовную энергию из внешнего источника, каковым является наш Создатель, питающий нас нетварной живительной силой.
Сейчас мы поставлены перед выбором между разноприродными, взаимоисключающими началами: между созиданием и разрушением, между жизнью и смертью, между адом и Царством Божиим. Третьего не дано! Есть либо жизнесозидающая божественная благодать, либо деструктивная демоническая сила. Стоять на месте, в статике, невозможно, так как время течет без остановки, и если не делаешь усилия для подъема, то, по необходимости, сползаешь вниз.
Мы созданы из ничего, то есть мы в своей сути – абсолютный ноль, который завис между бездной адского небытия и бесконечной, вечной жизнью.
Краткая жизнь – время, когда мы принимаем решение. Двум господам, имя которым «жизнь» и «смерть», служить одновременно не получится, как бы мы ни старались. «Тот, кто служит и Богу, и дьяволу, пытается торговаться то с Одним, то с другим, но ни Тот, ни другой никогда не уступят». Если мы не с Богом, то однозначно с дьяволом, а не «сами по себе». Мы живем между двумя полюсами: «совершенной и спасительной волей Божией и – ищущей нашей гибели волей диавольской». Для выбора нам предоставлена «гномическая» (γνωμη – мнение, склонность, намерение) свобода выбора.
Этой свободы нет у бесов и у ангелов, поскольку в них уже нет колебаний между добром и злом. Ангелы привержены исключительно добру, бесы – только злу. Гномическая свобода осталась лишь у людей.
В Боге есть только абсолютное добро, и не может быть ни малейшего зла.
В дьяволе есть только зло, и не может быть ни малейшего добра.
Сущность Бога простая – абсолютное благо, сущность дьявола тоже проста – абсолютное зло. Поэтому мы обречены на то, чтобы пристать к одному из этих полюсов. Отцы безапелляционно утверждают: «Если Бог не действует в нас – все, совершаемое нами, является грехом». Здесь нет никаких полумер или промежуточных вариантов. Любые наши оправдания – «живу, как все», «ну, что я мог сделать?», «все так живут», «так принято» или «а что же люди подумают?», – означают только одно: мы стали на сторону сатаны, и можно даже не пытаться оправдываться. Потому что перед собой это делать глупо, а Богу и дьяволу и так все понятно.
Любой, даже самый малый грех – коммуникация души с адом. Основной источник нашей связи как с Богом, так и с сатаной – это наша мысль (как воплощенная в дело, так и оставшаяся лишь в сознании). Поэтому «не бывает доброго помысла не от Бога, а злого – не от диавола», – за нами лишь гномический выбор.
Пустоты нет ни в физическом мире, ни в духовном: если в сердце нет Бога, там обязательно будет жить сатана.
Поэтому и в социальном плане нужно понимать, что любая идеология, учение, политическая доктрина, философская система, мировозренческая модель, не исповедующая Христа, Его ценности, Его учение, Его заповеди, несет в себе дух антихриста, под каким бы гуманным соусом и общечеловеческой ценностной приправой она ни подавалась на стол нашего рассудка.
Грехопадение, этот ключевой момент нашей катастрофы, началось с овладения дьяволом нашим разумом, внушением нам идеи о том, что помимо Бога или где-то вне Бога может быть еще какое-то иное благо. Тот же смысл несет в себе современная идеология потребительства: твое счастье – это комфорт и обеспеченность. Что будет дальше, понятно даже ребенку.
Сеть закинута уже на весь мир, она зашла почти в каждый дом, подключена к каждому мобильному телефону. Коммуникация проведена – остается подключить к ней душу. Лучше всего это сделать, упразднив наличные деньги и привязав все расчеты к банковской карте, карту к личности, а личность – к системе-сети. Сделать так, чтобы обеспечение базовых потребностей в еде и безопасности возможно было удовлетворить только через поклонение и почитание зверя.
Церковь – это собрание. Оно может быть как вокруг Бога, так и возле дьявола. Только Бог не насилует нашу волю, в отличие от сатаны, который готовит нам надежные, нерушимые, беспроводные оковы. Но выбор все же останется у нас всегда, даже если это будет выбор между жизнью и смертью.
Для того, чтобы эта ловушка сработала «железно», нужно постепенно нас готовить к Новому Мировому Порядку. Для этого под видом идеологии либерализма, гуманизма, демократии, коммунизма, нацизма (в любой его форме), фашизма и прочих, и прочих, формируется демоноподобный облик человека.
Стоит только трезво посмотреть на плоды, которые вырастило человечество в своей культуре.
Только демоноподбное существо может получать удовольствие от фильмов ужасов или от коррид. Какая душа может испытывать наслаждение от созерцания сцен, связанных с насилием, кровью, страданиями живых существ: людей или животных? Без эротического, а то и порнографического элемента невозможно сегодня представить ни одной рекламы, фильма или музыкального клипа.
Нужно ли объяснять, что для человека со здоровой душой такие зрелища невыносимы? Не по малодушию или слабонервности, но потому что здоровая душа невольно мучается, прикасаясь к «искусству», где демоны проявляют свои энергии, воплощенные в наши тела. Душа чувствует в этом дыхание преисподней. Главная проблема – не в том, что демоны нас хотят развратить и сделать себе подобными, а в том, что люди сами этого ищут с ненасытной жадностью. Дьявол лишь предлагает, а человек делает свой выбор.
Пристрастие ко греху – это не просто оскудение добра или упадок нравственности, это реальное взаимодействие с демоническим миром. Современная культура и идеология ширпотреба – это литургия (общее дело) дьявола с людьми. И если не так давно ее крайние демонические формы еще как-то осуждались на уровне общечеловеческой морали, то сегодня они культивируются и признаются за норму жизни.
Грех – это противление Богу через отрицание заповедей, и когда нераскаянный грешник уносит свое противление в бесконечность, то навечно обращается в человекодемона. Общая демонизация человечества на уровне вкусов, интересов, пристрастий, морали, нравственности и тому подобного, на наш взгляд, уже достигла той критической массы, которая свидетельствует о том, что оно, в целом, прошло линию окончательного невозврата к христианству и ко Христу.
https://spzh.live/ru/chelovek-i-cerkovy/80962-chem-opasny-dlja-cheloveka...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии