Богослов Юрий Максимов: Бог создал наш мир, а в этом мире создал ангела и человека.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Юрий Максимов

Бог создал наш мир, а в этом мире создал ангела и человека. Чем отличны они от других творений? Тем, что и ангелу и человеку Бог дал разум и свободу, так что перед ними открылась возможность или вознестись к высотам любви, или рухнуть в пропасть самолюбия; пойти по пути святости, или по пути греха. Откуда начинается путь греха? Если проследить его до самого истока, то мы увидим, что начинается грех тогда, когда ангел или человек любит себя больше, чем Бога. Равным образом и святость начинается тогда, когда ангел или человек любит Бога больше, чем себя. Грешник жертвует другими ради себя, а святой жертвует собой ради других. Невозможно убить человека, если прежде не поставить своих интересов выше, чем его, и невозможно отдать другому последний кусок хлеба, если не поставить его интересов выше, чем своих. Так в каждом подвиге видна эта жертва, равно как и в каждом преступлении видна антижертва – предпочтение своих интересов и желаний интересам и желаниям других людей и Бога.

Для чего Бог дал свободу ангелам и людям? Для того, чтобы ангелы и люди могли любить. Без свободы нет любви, она невозможна. Потому и говорят: насильно мил не будешь. Что делать, если ты любишь, а тебя – нет? Невозможно заставить любить. И даже если под дулом пистолета заставишь сказать: «я тебя люблю», то всё равно в своём сердце не почувствуешь ни отклика, ни радости, ни того неповторимого единства, которое может доставить лишь настоящая взаимная любовь. Вот и Бог дал ангелам и людям свободу, чтобы они могли полюбить Его, а полюбив – соединиться с Ним и уподобиться Ему.

Таков путь, который предлагает Бог в Православной Церкви, таков замысел Создателя о нас – чтобы каждый из нас стал святым, полюбив Его. Но не каждый из нас это выбирает. И так произошло ещё в самом начале, когда в выгребную яму самолюбия пал один ангел – сатана, а за ним и некоторые другие ангелы. Все они были созданы добрыми, но избрали зло. А затем, по наущению сатаны, отпали от Бога и первые люди – Адам и Ева, наши прародители.
Бог дал им жизнь. Бог дал им друг друга. Бог дал им весь мир и прекрасный сад со множеством деревьев и плодов. А взамен попросил выполнить одну-единственную заповедь – не есть плодов с одного-единственного древа. Христос говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Это то, что стоит за каждой заповедью, и для чего они даны – чтобы дать нам возможность проявить свою любовь к Богу. Так и в начале мира Бог этой единственной заповедью говорил: если ты, Адам, любишь меня, то исполнишь её.
Но человек больше возлюбил себя, и свои интересы поставил выше заповеди Божией, предал любовь Создателя, пренебрёг Благодетелем.

После того, как прародитли согрешили, Господь давал им возможность покаяния. Он не сразу изгнал их. Он спросил Адама: «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:11). Бог, знающий всё, спросил для того, чтобы самим вопросом подвигнуть грешника к исповеди, чтобы Адаму легче было покаяться. Но Адам выбрал путь самооправдания: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). То есть, в том, что я сделал, виноват не я, а другие. Сначала жена, а потом Бог, который мне её дал. Самооправдание – это антипокаяние. Человек, который так мыслит, закрывает себе путь к тому, чтобы измениться. Увы, наши предки пошли по такому пути и были изгнаны из рая, и потому все мы рождаемся и живём отнюдь не в раю.

Некоторые говорят: «ладно, Адам и Ева согрешили, но почему нам приходится за них терпеть?» Можно спросить в ответ: а почему ребёнок, чьи родители в юности переселились из города в деревню, рождается не в городе, а в деревне? Или почему дети от рождения наследуют некоторые болезни, приобретённые родителями или предками? Эти дети пожинают последствия выбора, сделанного их предками. Таковы последствия злоупотребления свободы воли, - они распространяются не только на самого человека, но и на его родных, так что «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14:4).

То, что в каждом из нас есть греховное поражение нашей природы, которую мы унаследовали от наших прародителей, это последствия их злого выбора. Но дело не только в них. Это не просто истории про чужих людей из давних времён. Каждый из нас в своей жизни встаёт перед тем же выбором, что и Адам, и повторяет его путь. Мы сами добровольно и лично совершаем грех. И таким образом то, что относится к ним, относится и к нам, лично к каждому.

http://yurij-maximov.livejournal.com/305850.html

http://yurij-maximov.livejournal.com/306124.html

http://yurij-maximov.livejournal.com/306348.html