БОГ НЕ ОСТАВИТ И МИЛОСТЬ СВОЮ ЯВИТ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
К дню памяти преподобного Льва (Наголкина), старца Оптинского

Прп. Лев Оптинский

Дни памяти
10 июля (обретение мощей), 
24 октября (блаженная кончина), 
24 октября (Собор Оптинских святых)

Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Преподобный Лев стал первым Оптинским старцем, родоначальником всех старцев Оптинских, наставником преподобного Макария[1] и великого Оптинского старца преподобного Амвросия[2] .

Старчество преподобного Льва в Оптиной пустыни продолжалось двенадцать лет. И все эти годы старчествования в Оптиной были наполнены гонениями, доносами, интригами. Старца переселяли из Иоанно-Предтеченского скита[3] в монастырь, из одной кельи в другую, запрещали принимать страждущих, носить схиму, в которую он был пострижен келейно. Всё это преподобный Лев принимал с полным благодушием, и переходил на новое место с любимой иконой Владимирской Божией Матери (когда-то ею благословил его духовного наставника отца Феодора великий старец Паисий (Величковский)) и пением «Достойно есть». 
«Я живу и хожу пред Богом моим, живу для ближних моих, откинув всякое лицемерие и страх мирского суда; – любил повторять старец, – я не боюсь никого, кроме Бога».

Чудеса, совершаемые преподобным Львом, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал старец.

Иеромонах Леонид (Кавелин, 1822‑1891)[4] , будущий архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры, писал, что простой люд говорил ему о старце: 
«Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

* * *

Преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии в семье мещанина Данилы Васильевича Наголкина и его жены Улиты Егоровны.

В молодости он служил приказчиком у болховского купца Сокольникова, торговавшего пенькою и конопляным маслом.

По торговым делам преподобный Лев объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрёл житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

* * *

В 1797 году преподобный в возрасте 29 лет оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии трудами которого обитель только начинала восстанавливаться после годов упадка. Лев Наголкин был очень смиренным послушником. Послушания были очень тяжёлыми, но делал Лев всё с лёгкостью, как будто не замечая усталость.

Он обладал богатырской силой и здоровьем. Однажды вдвоём с другим послушником за несколько часов выкопал большущий ров, который требовался для строительства здания. К слову сказать, в обители для этого дела хотели нанять более десятка человек.

В последующие 30 с лишним лет несколько раз приходилось будущему старцу переходить из одного монастыря в другой, то в поисках духоносного наставника, то желая укрыться от славы людской.

Так, в 1799 году, испытывая проблемы со здоровьем, он перешёл из Оптиной пустыни в Белобережскую пустынь Орловской епархии, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни), долгое время подвизавшийся на Святой Горе Афон.

В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, затем рукоположен в иеродиакона, в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания.

Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошёл на клирос и вдвоём с иноком пропел всю службу.

* * *

В 1804 году был избран братиями настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где Господь послал ему опытного духовного наставника, схимонаха Феодора, ученика великого старца Паисия Величковского. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда ещё отца Леонида, высшему монашескому деланию – умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Преподобный Лев стал его преданным учеником.

В 1808 году иеромонах Леонид был пострижен в схиму с именем Лев. Тогда же отец Лев оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение всё больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря.

На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

* * *

В 1829 году вместе с шестью учениками, среди которых будущий святитель Игнатий (Брянчанинов), старец переходит в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни.

Сюда его давно звали и будущий святитель Киевский Филарет (Амфитеатров)[5] , и настоятель преподобный Моисей[6] , который, зная духовную опытность преподобного Льва, желал, чтобы в обители жил такой старец. Когда старец появился, преподобный Моисей поручил ему окормлять братию и богомольцев.

В 1834 году в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Ещё иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришёл под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.

* * *

В два часа после полуночи начиналось в келье преподобного Льва утреннее правило, далее ранняя обедня, вечернее, же, молитвенное правило начиналось с девятого часа, двенадцати избранных псалмов, с тремя канонами (Господу, Богородице и Агелу-хранителю), а также акафистом, положенным в этот день.

Старец всегда был очень внимателен к чтецам. Когда после вечерней скитской трапезы начиналось чтение Апостола и Евангелие (келейно), он всегда слушал чтение трепетно и достойно поправлял ошибки. Старец вырастил много прекрасных чтецов. Сам, тоже, любил почитать, в том числе Евангелие, а после прочтения, всегда разъяснял мудрость сказанного.

* * *

Душа старца была преисполнена великой любовью и жалостью к человечеству. Но действия его иногда были резки и стремительны.

И.М. Концевич, автор книги «Оптина пустынь и её время»[7] и ученик Оптинских старцев, писал: 
«Старца Льва нельзя обсуждать как обыкновенного человека, потому что он достиг той духовной высоты, когда подвижник действует, повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров, он иногда сразу выбивал у человека почву из-под ног и давал ему сознать и почувствовать свою несознательность и неправоту, и таким образом своим духовным скальпелем он вскрывал гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце человека. В результате лились слезы покаяния. Старец как психолог знал, каким способом достигнуть своей цели».

Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых.

Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его.

Преподобный Лев всё время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» – преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».

* * *

Несмотря на то, что многим было понято, что преподобный Лев святой человек, Преосвященнейший Николай, епископ Калужский и Боровский, поддерживал недовольных завистников старца и начал запрещать принимать ему посетителей, а в 1836 году перевёл его из скита в монастырь, лишив братию духовного руководства.

Но страждущие всё равно находили место и время для встречи со старцем и никакие запреты не мешали святому исполнять свой долг – врачевать души и тела людей, а также наставлять их на истинный путь. Лишь в последние годы жизни старца благодаря заступничеству будущего святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, калужский владыка ослабил гнев.

* * *

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. 
«Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, – говорил преподобный Лев, – едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду».

В сентябре 1841 года преподобный Лев начал заметно слабеть, врачей не принимал, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых.

28 сентября он был соборован и с этого дня стал готовиться к кончине. Прощался с приходившими к нему братиями, благословлял их, никого не оставляя без утешения. 9 октября, приобщившись Святых Таин, пожелал, чтобы пропели канон на исход души.

В субботу 11/24 октября старец благословил всех окружавших его и сказал: «Ныне со мною будет милость Божия». После этих слов он возвеселился духом и, хотя испытывал тяжкие телесные страдания, не мог скрыть своей радости, лицо его просветлело. С молитвой на устах старец предал свой дух Богу.

На третий день, при огромном стечении народа, состоялось отпевание старца Льва. Погребен был преподобный близ Введенского собора[8] , за приделом святителя Николая Чудотворца.

* * *

Прп. Макарий Оптинский

Иеромонах Макарий, верный ученик преподобного Льва и его преемник по старчеству, выразил общие чувства духовных чад старца: 
«…Вы, верно, поскорбите о нашем сиротстве, но вместе и утешитесь духом о его покое, который он несомненно обрящет по милосердию Божию…. Нельзя сомневаться, чтобы он не удостоился получить милость от Господа, и, верно, будет ходатайствовать о нас грешных, странствующих в юдоли сей плачевной и боримых страстьми душевными и телесными».

Автор книги «Оптина пустынь» протоиерей Сергий Четвериков различал в жизни Оптиной пустыни три периода: весну при жизни преподобного Льва, лето при жизни преподобного Макария, плодоносную осень при жизни преподобного Амвросия.

Но старцы Лев и Амвросий жили в разные эпохи. При жизни преподобного Льва не было регулярного почтового и телеграфного сообщения, не было железных дорог, как позднее, во время жизни преподобного Амвросия.

Доступ к преподобного Льву часто был закрыт, и слава о нём не могла греметь повсеместно, а про старца Амвросия ещё при его жизни были сообщения в печати, и образ его сиял как солнце в духовной жизни России.

Но кто из них был выше, может судить только Господь. Одно мы знаем точно – преподобный Амвросий был достойным учеником и преемником преподобного Льва, первого Оптинского старца.

* * *

В 1996 году преподобный Лев был причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви – прославлен для общецерковного почитания.

Мощи старца покоятся во Владимирском храме[9] Оптиной пустыни.

* * *

Прп. Лев Оптинский

«Лицо его круглое, смугловатое, от подвигов бледное и благообразное, с выражением строгости и мужества, обрамлено было небольшою бородою, – такой словесный портрет преподобного Льва оставил нам игумен Антоний (Бочков). – Волосы на голове густые и длинные. Под старость они сделались настоящею львиною гривой, желто-седою, волнистою, и спускались гораздо ниже плеч.

Глаза небольшие, сероватые, смотрели прямо, не наблюдая за пришедшим и не догадываясь, что таится в его душе. С одного взгляда Старец знал, что привлекло к нему иного странника, прошедшего тысячи верст. Руки были очень стройны и красивы… Рост его был выше среднего. Походка красивая; мужественная и вместе с тем легкая мерная поступь показывала, что он легко носил своё довольно тяжёлое тело. Никакой сутуловатости и согбенности старческой не видно было в этом, утвердившемся в битвах духовных, воине Христовом».

Ныне мы видим преподобного Льва на иконах именно таким. 
«Потщимся достойными сделатися любви Божией исполнением святых Его Заповедей», – эти слова на свитке в руках у Старца на святом его образе как благословение всем нам, кто обращается к преподобному Льву с молитвой о помощи.


[1] Николай Головкин. «Со смирением повинуясь всеблагому Промыслу». См.: https://www.optina.ru/19_povinujas_promyslu/

[2] Николай Головкин. «Сила Божия в немощи совершается». См.: https://www.optina.ru/19_sila_v_nemoschi/

[3] Николай Головкин. «Здесь у нас в скиту – рай земной». См.: https://www.optina.ru/19_v_skitu_raj_zemnoj/

[4] Архимандрит Леонид (Кавелин). Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/history/skete/history_skete_1/

[5] Николай Головкин. По благословению Святителя. См.: https://www.optina.ru/19_po_blagosloveniju_svjatitelja/

[6] Полное Житие преподобного Моисея Старца Оптинмкого. См.: https://www.optina.ru/starets/moisey_life_full/

[7] И. М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995

[8] Введенский собор Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/temples/

[9] Николай Головкин. «Образ Твой, над Русью вознесённый». См.: https://www.optina.ru/19_obraz_nad_rusju/

Подготовил Николай Головкин

https://www.optina.ru/19_pamyat_st_lva/