БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Игумен Тихон (Борисов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех сердечно поздравляем с праздником. Каждый новый день нашей жизни – это как бы наша попытка заглянуть в вечность. И каждый день – это книга, которую мы открываем каждый раз, и открывается она всегда по-разному. Всегда очень интересно, бывает очень трудно. И вот Творец пишет эту прекрасную книгу жизни, эту жизненную поэму.

А от человека тоже зависит очень многое. Он или благоговейно открывает, читает эти прекрасные страницы этой книги, этого бытия. Или может быть второй вариант, что он может бесстрашно бросает их в сторону, не интересуется жизнью, ни Богом, ни вечностью, ни небом. Его не интересуют эти метафизические проклятые вопросы, о которых говорил Достоевский: смерть, любовь, боль, вечность, Бог, ближний. И варианта только два: или человек устремляется к уподобию Божию, уподобляется Богу, или скатывается в животное может быть незаметно, но это происходит у человека. Но эти два пути – или святость: «Будьте святы, потому что Я свят», как говорит Сам Господь (Лев. 19, 2), или, как очень тонко замечает преподобный Иустин Сербский, — что есть такая бесстыдная интимность души с грехом, когда человек тайно грешит, когда он внутренне постоянно находится как бы в этой связи с грехом.

И вот мы живем, и это каждый ощущает по себе, знает, потому что каждый день живем, общаемся. Человек живет в этот век информации. И ее столько, что очень легко можно заблудиться, как бы захлебнуться в этих бесконечных вестях, фактах, событиях, с которыми встречается человек. Порой ему кажется, что это и переварить-то невозможно абсолютно, если к этому серьезно относиться, все это отслеживать. Но среди многих абсолютно ненужных вестей и событий бывают такие известия, и это в житие каждого человека, такие вести, которые как бы человека очень трогают, очень его сердце беспокоят. Они бывают какие-то отрицательные или положительные, трудные для восприятия или наоборот приносящие счастье, добрые, радостные, скорбные, какие-то неожиданные, потрясающие или может быть просто оставляющие нас в равнодушии и совершенно не трогающие наше сердце.

Но вот в истории человечества благая весть Архангела Гавриила о воплощении Спасителя мира занимает, конечно, по своей значимости совершенно какое-то особое положение, наверное, ни с чем не сравнимое в этом мире. «Днесь спасения нашего главизна». «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах. Обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется» (Лук. 1, 28-33).

И вот в Благовещении совершилось таинство, которое, наверное, на самом деле превышает все границы человеческого сознания. Человек это своим собственным разумом, конечно, познать не может, вот это таинственное вочеловечение Бога. И в день и в час Благовещения Пресвятой Богородице силой и действием Святаго Духа, произошло зачатие Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира. Поэтому мы празднуем это событие. И в стихирах Святой Церкви мы слышим, но может быть, не всегда ее понимаем до конца. Есть вот такая стихира, которая вмещает в себя все вот это благовестие, этот праздник. «Гавриилу, вещавшу Тебе Дево, радуйся, со гласом воплощашеся всех Владыко». То есть когда Гавриил говорил эти слова, в этот момент со гласом его воплотишася всех Владыко. И зачатие Пресвятой Богородицы произошло, конечно, в безмолвии, в великой тайне, в какой-то этой небесной сокровенности. И пророк Давид пророчествовал об этом вселенском событии: «Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю» (Пс. 71, 6), то есть тихо, не заметно для мира.

И вот мир тоже также в этот момент, когда произошло это таинство величайшее, также продавал, покупал, веселился, суетился, влюблялся, плакал, хоронил, радовался и не знал, что уже в него, во вселенную вошла великая космическая тайна. Святитель Николай Сербский замечательно говорит: О бедное сердце человеческое, собственность многих незаконных владельцев, жемчуг среди свиней, как ты окаменело от долгого рабства, как ты потемнело от тяжкой тьмы. Сам Бог должен был сойти, дабы освободить тебя от рабства, дабы спасти тебя от тьмы, дабы исцелить тебя от греховной проказы и снова взять в свои руки. Бог наш в этот момент берет нас в свои руки. И необыкновенная величественная тайна Библии – это откровение о том, совершенно неимоверном, непостигаемом смирении с которым Творец относится к людям. Господь не просто вселяется в Деву. Через Архангела Он смиренно и кротко просит Ее согласия: «Како будет сие, идеже мужа не знаю», — говорит Пресвятая Дева. «И отвещав Ангел, рече Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. Рече же Мариам: се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему» (Лук. 1, 34-38). И только тогда, когда Господь слышит это человеческое согласие: да будет Мне по слову Твоему, лишь тогда слово становится плотью.

И сколько в этом мире до Богородицы Приснодевы Марии было на протяжении веков этих праведных дев. И ни одной среди них не было такой с таким чистым сердцем, от Которой Бог, обитающий в непреступном свете, мог бы родиться человеком. Только Она. И Святая Церковь называет Деву Марию Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Всесвятой, Пренепорочной и наверное еще многими эпитетами. И вот ими церковное сознание как бы пытается обозначить ту меру святости Богородицы, которое превосходит всякое человеческое представление о святости, о праведности, о том, каким может быть человек. И вся история нашего спасения начинается с того, что небесный вестник ждет ответа от земной девушки. Бог не просто говорит человеку, Он желает слышать человека, Он желает слышать ответ человека на те слова, которые говорит Ангел. Святитель Николай Кавасила говорит: Как столп огненный в самом густом мраке, таково сошествие Бога к людям. А повесть его Божьего схождения к людям начинается с Ангела и Девы, с беседы между небесной чистотой и земной чистотой.

И в событии Благовещения сокрыто беспредельное уважение Творца свободы к Своему творению. Когда-то очень давно в раю от ответа искусителю Адама и Евы зависела судьба всего человечества. Так и от ответа Пресвятой Девы Марии на благовестие Архангела зависела судьба всего человечества. Мы знаем, что Господь может все. Единственно, чего Он не может, Он не может насильно заставить Себя любить. И у каждого человека, у каждого из нас, и это абсолютно точно, в жизни есть момент вот этого личного благовещения. Это благая весть о Христе, пришедшим спасти этот мир, в какой-то момент жизни человека, каждого из нас, и это безусловно так, она как бы звучит, открывается, воплощается для каждого человека. И конечно это тайна личного благовещения, о том, что человек когда-то слышит, что есть Спаситель мира, есть Господь, есть Творец, есть спасение.

Эта тайна открывается человеку по-разному, может быть непосредственно через Священное Писание для кого-то, когда человек открыл страницы библейские, и его сердце как бы открылось для них. Он что-то понял для себя. А бывает так, что через боль, через какую-то радость, через скорбь, которые открывают человеку совершенно другие метафизические горизонты, которыми он раньше не интересовался. Ему было все равно. А может быть, чрез какую-то неожиданную таинственную встречу с чудом, которая тоже у каждого из нас бывает. А может быть через чистые сердца прекрасных людей, которых как вестников небесных, Господь нам тоже посылает на нашем пути, этих наших друзей. И судьба человека зависит только от одного – примет ли он эту благовещенскую благую весть, или отринет ее и пренебрежет ею. Скажет ли он с благодарением: буди мне по глаголу Твоему, или просто бросит на ходу: Имей мя отреченна, как мы в Евангелии читаем: у меня поля, луга, у меня овцы, бараны, земные цели, бизнес, еще какие-то земные устроения, еще что-то (см. Лук. 14, 18).

Вот оно, царство земное, вот оно, оно рядом, его можно пощупать, его можно понять. Оно очень конкретно, его можно как-то оценить, продать, купить. Все это очень просто, и очень интересна эта земная жизнь. Человек как бы празднует свое освобождение от Бога. Ему Бог не нужен. Или, как помните, иудеи, которые приступили к священномученику Игнатию Антиохийскому. У них был спор, он – христианин, они – иудеи. Они приступили к нему и говорят: А ты знаешь, что у нас есть архив, документы, древности. А святой им говорит: Ну и что эти древности. Для меня архив – это Крест, это Тело и Кровь Христовы, Его смерть и Воскресение.

И вот в момент Благовещения произошло обожение человеческой природы. В Таинстве Крещения человек получает как бы залог вот этого обожения, когда он крестится. А в причащении Крови и Тела Христовых, в святой Евхаристии человек уже чистейшим образом соединяется со Христом. У преподобного Максима исповедника есть замечательные слова. Он говорит, что Литургия – это отражение высших моментов обожения будущей жизни, и Евхаристия – это предначатие будущей блаженной жизни в прославлении, созерцании и вкушении Бога. А святой праведный Иоанн Кронштадтский, мы тоже читаем часто эти страницы, он называет вообще Литургию рычагом всего мира, осью мира, осью земли. И вот эта благодарственная бескровная жертва, как святые отцы говорят, она будет совершаться до скончания мира.

В каждом храме Божьем икона Благовещения всегда находится в самом центре – на Святых Вратах. Вот эта огромная икона перед нами, которую мы видим в нашем Казанском храме. И вот через эти врата выносится Чаша жизни. Она выйдет через несколько минут, и все будут причастниками. Эта Чаша жизни через Благовещение – Слово становится плотью (Ин. 1, 14), которую мы вкушаем в причастии. Вот такая связь таинственная. Благовещение – это праздник послушания Богу, это первый наш цветок из букета, который мы готовим уже к Пасхе. А мы его готовим. Но на пути к Воскресению, к Пасхе еще будет Голгофа, еще будет Крест, а на Кресте Тот, Кто уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной (Фил. 2, 6-8). И вот этот путь – быть послушными Богу и Церкви даже до смерти, это путь каждого из нас.

И однажды преподобный Иосиф Исихаст, и старец Ефрем Катунакский, современники наши, которые жили буквально в наше время, жители, монахи Святой Горы, они ходили на море и наблюдали, прекрасная была погода, плыл кораблик. И преподобный Иосиф говорит: Смотри, светит солнце, попутный ветер, прекрасно плывет кораблик. Моряк наслаждается плаванием, ему хорошо, кораблик без его усилий плывет. Но когда погода меняется, ветра нет или наоборот, какая-то совершенно страшная буря, в 9 баллов, которая кстати произошла совсем недавно с нашим великим путешественником отцом Федором Конюховым, когда он попал в страшную бурю. И старец продолжает говорить: И тогда человеку, когда буря, или когда нет попутного ветра, приходится брать весла в руки, напрягать мышцы и с великим трудом, как и отец Федор, вести свой корабль своей души.

То же самое и в духовной жизни. Наступает момент в жизни каждого из нас, когда обязательно нужно взять в руки весла. Солнца нет, попутного ветра нет – очень трудно. Тогда бери в руки весла. И наступает этот момент. Конечно, Господь рядом, конечно, Господь помогает. Он никогда не уходит. Но Христос все-таки хочет видеть наше согласие. Он хочет видеть наше смирение, наше послушание и нашу любовь. И христианин – это тот, кто делает не то, что он хочет, а то, что хочет от него Бог. И совершенная любовь и совершенное послушание Девы Марии привели Бога в наш скорбный мир, привели Спасителя мира. Слово стало плотью, обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1, 14).

И поэтому сегодня в этот прекрасный удивительный наш весенний день все благодарственное человечество всего мира смиренно возносит похвалу Преблагословенной Богородице. Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Аминь.

https://www.optina.ru/sermon/blagovesch19/