Благодарю Тя, Господи Боже мой… Священник Феодор Людоговский
В неделю 29-ю по Пятидесятнице – Лк 17:12–19 (зач. 85):
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Есть такой анекдот. Человек подъезжает на машине к супермаркету – припарковаться, естественно, негде. Он начинает молиться: «Господи, сделай так, чтобы нашлось место, куда мне встать. Обещаю, что будут поститься, ходить на службу, подавать милостыню…» В этот момент у него перед носом отъезжает машина, место освобождается. «Господи, всё-всё, спасибо, не надо, я сам!»
В этой незатейливой истории – горькая правда. То ли вследствие нашего маловерия, то ли из-за какой-то самоуверенности, или по причине греховного повреждения ума – но все мы (или почти все) многое, очень многое в нашей жизни считаем чем-то естественным. Мы родились, живем, дышим – ну а что тут такого? Есть пища, крыша над головой, работа – ну и прекрасно, так и должно быть. Мы ходим по улицам без противогазов, купаемся в речке, собираем грибы – конечно, а как же еще? По сути дела, в глубине души мы не столько православные христиане, сколько деисты. Мы, конечно, верим в Бога, но (хотя мы в этом не признаемся даже самим себе) привыкли думать, что мир живет своей жизнью, все идет своим чередом, по раз и навсегда установленным законам.
Но не таково учение Церкви. «Святому Духу – живоначалие и честь: вся бо созданая, яко Бог сый, укрепляет, соблюдает во Отце, Сыном же» (Октоих, глас 2, в Неделю утра, 2-й антифон); «Святому Духу всякое благодарие, якоже Отцу и Сыну сооблистает, в Немже вся живут и движутся» (глас 3, 1-й антифон); «Святым Духом точатся благодатныя струи, напаяюща всяку тварь ко оживлению» (глас 4, 2-й антифон); «Святым Духом одержатся вся, видимая же с невидимыми: самодержавен бо сый, Троицы един есть неложно» (глас 5, 1-й антифон); «Святым Духом всяческая еже быти (бытие, существование. – Ф.Л.) имут: прежде бо всех Бог, всех господство, свет неприступен, живот всех» (глас 7, 2-й антифон); «Святым Духом, единовидною виною, вся содержатся мироподательне: Бог бо сей есть, Отцу же и Сынови единосущен господственне» (глас 8, 4-й антифон).
Бог не только создал мир – Он каждое мгновение поддерживает его бытие, промышляет о нем, оживотворяет его. Он ежесекундно дарит нам жизнь, направляет ее ко благу, заботится о каждом человеке. В советское время была такая шутливая присказка: «Прошла зима, настало лето – спасибо партии за это». Партию и впрямь было бы смешно благодарить за смену времен года, но возблагодарить за всё, что мы имеем, Творца – более чем справедливо.
Если задуматься над тем, как мы молимся, точнее – о чем мы молимся, то на первом месте, наверное, окажутся просьбы Богу: дай, сделай, помоги. И тут нет ничего странного и необычного: точно так же поступили двадцать веков назад и десять прокаженных, о которых мы слышим сегодня. Нередко мы молимся о прощении грехов, о помиловании – и многие богослужебные последования (а в особенности – наша домашняя молитва по молитвослову) пронизаны покаянным настроем. Но, кажется, гораздо реже просьб о помощи и о прощении исходит из наших уст и из нашего сердца благодарность Творцу и Спасителю.
Между тем в наших богослужебных последованиях – особенно в воскресных службах Октоиха – достаточно и прославления, и благодарения. А в Требнике в предисловии к благодарственному молебну можно прочитать следующее: «Получив убо кто от Бога благодеяние кое, должен есть прибегнуть к церкви, и иерея просити еже благодарение Бога от него воздати…»
Но мы понимаем при этом, что молебен не есть нечто первостепенное. Спросим среднестатистического прихожанина: какая главная церковная служба? Многие без запинки ответят: литургия. Да, литургия. Но, к сожалению, литургия превратилась для нас в службу-на-которой-причащаются (или, что тоже не редкость, – не причащаются). Однако литургия – это ведь евхаристия, благодарение. Христианская община устами священника благодарит Бога за то, что Он создал нас, за то, что не оставил на произвол судьбы после грехопадения, но послал Сына Своего, который пришел и спас нас Своею кровью и возвел человечество на небеса. И вершина, кульминация этого благодарения, – исполнение заповеди нашего Спасителя: «Сие творите в Мое воспоминание». И мы творим это, и преломляем Хлеб, и вкушаем от Чаши, соединяясь через приобщение Телу и Крови Христовым не только с Богом, но и друг с другом.
Да, мы часто забываем благодарить Бога за Его бесчисленные благодеяния, ниспосылаемые нам. Применительно к евхаристии эта забывчивость перерастает в какое-то странное противление: многие христиане под различными благочестивыми предлогами отказываются от причастия, ссылаясь на свое недостоинство. Но Господь не интересовался нашим достоинством или недостоинством, когда создавал этот мир, и когда страдал за нас на кресте, когда низводил Дух на учеников, когда делал нас членами Своего Тела в таинстве крещения. Всё это он дал нам даром, по любви. Наше же дело – хотя бы не забывать благодарить Господа нашего Иисуса Христа, исполняя Его повеление: «Приимите, ядите!» Иначе к нам будет обращен исполненный горечи вопрос Спасителя: «Как они не возвратились воздать славу Богу?» Постараемся же вновь и вновь возвращаться в воскресный день в храм, чтобы отдать Богу самих себя и принять от Него в дар Его самого. Это поистине страшно, но это именно то, чего от нас хочет Господь.
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии