Беседа на Рождество Христово о беспомощной любви. Митрополит Антоний Сурожский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Митрополит Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Беспомощная любовь — одновременно и спасение, и суд для нас; беспомощная любовь, отдающая себя в человеческие руки, в конечном итоге, есть единственное, что может вызвать из ожесточившегося сердца, огрубевшей души, грешной личности последнюю возможную искру света. Если мы неспособны отозваться на любовь, ставшую беспомощной, согласную быть уязвимой, отдающую себя в наши руки, значит, мы неспособны отозваться ни на что вообще, и должно случиться нечто трагичное с нами, с нашей жизнью, чтобы мы сделались способны ответить на зов любви. И в этом смысле беспомощная любовь, которая есть спасение, есть также и испытание, критический момент нашей жизни: по-гречески, слово “кризис” означает “суд”.

Пришествие Христа в мир есть наше спасение, пришествие Христа в мир — уже начавшийся Страшный Суд. Это наше спасение, потому что Божественная Любовь делает себя доступной, осязаемой, видимой в мире, потому что она делается беззащитной и уязвимой, потому что она взывает к нам о милосердии, потому что Божественная Любовь, ставшая плотью, бывает или принята или отвергнута. Но это и суд наш, потому что если мы неспособны отозваться на беззащитность милостью, если мы неспособны принять Того, Кто отказывается защититься от нас присущей Ему силой, то это — суд над нами, и мы стоим на нём осуждёнными.

Вот образ, через который доходит до нас весть о Воплощении; это образ строгий и одновременно так бесконечно полный нежности, тепла и любви. Отвергнем суровость этой вести не тем, чтобы пройти мимо неё, но тем, чтобы осознать и трагедию, и кризис этой вести и отозваться всей своей чуткостью, всей своей восприимчивостью, какие есть в нашем сердце, и тогда спасение действительно будет нашим уделом.

Но спасение, которое Христос предлагает нам этим образом, не заключается просто в том, чтобы принять с милосердной любовью и нежностью новорождённого Младенца в Его беззащитности; это нечто, что вовлекает нас и глубже, и даже может быть, неуклонно, потому что Он говорит: “Я дал пример, чтобы вы ему последовали”.

Если мы Христовы, мы должны научиться быть носителями беззащитной любви, которая приносит себя в жертву живую во спасение тех, кто может её принять, и в искупление грехов тех, которые отвергают её, потому что “не ведают, что творят”.

Вот мысли, которые я хочу оставить с вами в этот Рождественский день и в этот период приготовления, потому что вся наша жизнь и вся история мира есть период подготовки, это время ожидания пришествия, потому что Христос, пришедший однажды в мир, снова  и д ё т  в мир. Первое пришествие было в смирении и в беззащитности во спасение, другое пришествие будет в славе и силе, но тоже во спасение, если мы сможем увидеть всю свою жизнь в целом и всю историю в целом, как Пришествие, время пришествия Христова, и если однажды мы искренне востоскуем по дне Господнем и скажем вместе с Церковью и Духом: “Приди, Господи Иисусе”. Аминь.


Источник: Православие  и мир