Белый, синий, красный

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Флаг России на ветру

Создается ощущение, что вопрос о происхождении важнейшего национального символа вообще мало кого волнует, особенно когда этот флаг вешают в перевернутом виде. Всё это было бы очень смешно, если бы не было так трагично – ибо сегодня именно под этим флагом умирают русские солдаты в горячих точках и именно этот флаг символизирует Россию во всем мире. Так что вопрос о происхождении нашего флага – совсем не праздный вопрос и мы должны узнать происхождение его цветов.

С того времени, когда в Европе образовались “национальные государства”, возникла такая существенная проблема как формирование национальной символики. В Средневековье национальная символика тоже существовала, но это, как правило, была символика той земли, где обитала формирующаяся нация и она напрямую была связана с геральдическими символами того дворянского рода, который управлял этой землей. Сама геральдическая символика средневекового времени была очень изощренной и пестрой, ее понимание требовало особого образования, умения читать сложные символы и вычитывать в них различные смыслы. Среди носителей этих символов знамены были востребованы, в основном, при военных походах, чтобы маркировать собою конкретное войско. Поскольку разглядеть из далека особенно вычурные образы практически невозможно, на знаменных полотнищах они сильно упрощались, служа чисто опознавательными сигналами. Неизбежно возникает желание изучить язык гербовой и знаменной символики, которая в средневековую эпоху была очень красивой и весьма герметичной – для этого нам необходимо глубоко разбираться и в христианской церковной символике, и в языческих рудиментах средневекового символизма, и в творчестве тех или иных интеллектуальных орденов, придворных кругов и т. д. Однако как бы мы не погружались в эту интереснейшую тему, мы всегда должны помнить одно, довольно банальное обстоятельство – дело в том, что количество цветов и простых графических символов в восприятии человека весьма ограничено, также как ограничено количество наиболее выразительных животных и их мифических вариантов. Кресты, звезды, полумесяцы, круги, квадраты, треугольники и т.п. простейшие знаки встречаются по всему миру именно потому, что они простейшие, так же как цветовая палитра во всем мире одна и та же.

С христианской точки зрения это свидетельствует о том, что всё человечество имеет одно происхождение, а все существующие культуры, в конечном счете, восходят к одной культуре “до-вавилонского” человечества. Это также свидетельствует о том, что ни один из существующих цветов, символов или животных сами по себе ничего не означают, они не имеют автономного онтологического смысла – они обретают смысл только в контексте человеческой культуры, более или менее связанной с поклонением Творцу, создавшему эти цвета, эти символы и этих животных. Поэтому какое-нибудь представление о том, что “полумесяц – это символ ислама” означает не больше, чем то, что сами мусульмане считают его своим символом. Сам по себе полумесяц – это объективное явление природы, известное всему человечеству во все времена и встречающееся практически во всех культурах мира, в том числе и христианской. Ну ведь очевидно, что наблюдаемые на небе Солнце, Луна и звезды не могли не быть использованы теми или иными культами как наиболее впечатляющие небесные образы. Из этого следует, что сверхсерьезное отношение к политическим символам как к каким-то онтологическим, объективно данным сущностям – это лишь наивное, свойственное скорее языческому сознанию отождествление означающего и означаемого. Между тем, из этого также не следует, что сами по себе политические символы вообще не имеют никакого смысла и к ним можно относиться весьма произвольно. Политические символы обладают смыслом в той степени, в какой изобретающие и воспринимающие их люди пользуются соответствующим символическим языком, который, в свою очередь, возникает из общего символического наследия человечества. Аналогичная ситуация с любым языком – наши слова сами по себе как сочетания букв ничего не значат, но в нашем языке как системе слов они обретают особе значение, и попробуйте игнорировать это значение при общении – вы будете в лучшем случае не поняты, а в худшем выведены за пределы самого общества – системы, основанной на общении. В связи с этим нельзя не понять людей, обращающих на политическую символику особенное внимание, ибо присваивая себе тот или иной символ, мы всегда посылаем некий мессидж, порождающий как наших союзников, так и наших врагов.