"Автор неизвестен. Коснуться главного" – выставка в Музее русского импрессионизма
"Автор неизвестен. Коснуться главного" – в Музее русского импрессионизма открывается выставка работ неизвестных художников. Кураторы предлагают дистанцироваться от личности живописцев и оценивать картины иначе. Как – расскажет Мария Трофимова.
Идея выставки родилась из другого проекта несколько лет назад. История атрибуции картин Василия Кандинского в Краеведческом музее Кировской области, которые долгое время оставались неизвестными, буквально потрясла кураторов. Тогда они решили "пойти дальше" – узнать, какие же произведения до сих пор хранятся в крупных музейных и частных собраниях с пометкой "неизвестный художник".
"Работы неизвестных авторов чаще всего остаются за пределами зрительского внимания. Здесь, будучи объединенными в одном зале, они, с одной стороны, принуждают на себя смотреть, с другой стороны, мы с вами оказываемся в обстоятельствах, когда необходимо смотреть собственно на живопись", – отметила директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.
Увидеть живопись и графику, не делая акцент на имени, словно решить уравнение с неизвестными. Но здесь важно оценивать само произведение, поясняют кураторы. И предлагают зрителю "коснуться главного" через свет и цвет, точку и линию, композицию, форму, фактуру, движение и звук. Каждой визуальной категории посвятили один из семи разделов выставки, дополнив интерактивными элементами.
"У нас есть специальные прозрачные листы, где изображены геометрические формы, которые помогают навести порядок на картине, и наши посетители могут прикладывать изображение картины и понять, что, например, почти у всех натюрмортов основной фигурой является треугольник", – сообщил куратор выставки Константин Цаликов.
Вот в этом разделе, например, собраны работы, объединенные разным пониманием формы. Ее одни художники трактовали в реалистическом ключе, близком природе. Другие, наоборот, под влиянием западно-европейского искусства преломляли окружающую действительность, раскладывая на множество разных геометрических форм.
"Мы находимся перед работой неизвестного художника "Панорама русского города". Обратите внимание, как художник работает с формой: он словно преломляет окружающую действительность сквозь определенную призму, раскладывает на простые геометрические формы. Другой мастер, работающий в реалистическом ключе, пишет эту женскую фигуру с яблоком и самоваром совершенно иначе, здесь статика", – пояснила куратор выставки Анастасия Винокурова.
Аббревиатура "НХ – неизветный художник" – не приговор для самого произведения. Хранители, исследователи постоянно ведут работы по установлению авторства. Правда, этот процесс не быстрый. Картина "Девочка в кресле" Роберта Фалька из Екатеринбургского художественного музея была атрибутирована около 10 лет назад. Сотрудники сравнили полотно с эталонными произведениями мастера и нашли сходства в трактовке формы, цветовой палитре и манере нанесения красочного слоя. То, что это Фальк, не вызвало никаких сомнений.
Музей русского импрессионизма постарался привезти произведения со всей России. У большей части представленных работ имена не установлены в силу исторических обстоятельств. Однако их картины, уверены организаторы, могут встать в один ряд с произведениями известных живописцев.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии