Археологи в Перу обнаружили 1300-летний тронный зал с фресками, изображающими царицу племени моче
ПАНЬЯМАРКА. Археологи в Перу обнаружили 1300-летний тронный зал с красочными фресками, изображающими царицу племени моче, и теперь экспедиция надеется найти поблизости ее гробницу, пишет livescience.
Группа археологов при проведении раскопок городища цивилизации моче в Паньямарке (в долине Непенья на северном побережье страны) обнаружила огромный тронный зал с колоннами, который впечатлил всех своей монументальностью. В этом зале, судя по украшающим его фрескам, происходили приемы могущественной правительницы. Тронный зал датируется седьмым веком нашей эры, когда в этом районе на севере Перу племя моче переживало пик своего могущества и процветания примерно в 350-850 годах нашей эры. Паньямарка в долине Непенья была самым южным городом этой культуры. Древний город славится своими роскошными гробницами, впечатляющей архитектурой, детально проработанными красочными художественными изображениями, ценными артефактами и богатыми религиозными образами. Племя известно тем, что возводило сложные сооружения и гробницы, а также создавало высокохудожественные произведения искусства, в частности расписную керамику с человеческими лицами, хотя пока еще и не владело письменностью.
«Хотя в Перу доинкской эпохи известны и другие женщины-правители, исторической науке не известны подобные царские тронные залы ни в Паньямарке, ни где-либо еще в древнем Перу», – гласит заявление главы экспедиции Джессики Ортис Зеваллос. – Вдоль стен тронной залы стоят колонны, расписанные четырьмя отдельными сценами. На них изображена могущественная правительница. Она сидит на троне и приветствует гостей, пришедших к ней на аудиенцию – в частности, процессию мужчин, подносящих ей ткани и другие товары». Трон сделан из самана – сырцового кирпича из глинистого грунта с добавками соломы и прочих волокнистых растительных материалов. В зале близ трона обнаружены бусины из зеленого камня и человеческие волосы. Возможно, волосы принадлежали самой королеве, и исследователи планируют провести их анализ на ДНК.
Фрески, изображающие правительницу, украшают колонны и стены тронного зала и даже подножие трона. На них королева предстает в различных сценах. В одной из них она увенчана короной и поднимает кубок, в другой она в короне и держит скипетр, а процессия мужчин подносит ей в дар ткани и другие предметы. В третьей сцене она восседает на троне и разговаривает с человеком в образе птицы (возможно, жрецом). Среди других фресок тронного зала археологи отмечают загадочную фигуру с человеческим телом и паучьими ногами, которая несет в руках кубок. Одна из фресок изображает мастерскую, в которой трудятся ткачихи и прядильщицы.
«Экспертам теперь предстоит гадать, является ли женщина, изображенная на стенах тронного зала, реальным человеком (жрицей или царицей), либо это мифический персонаж – скажем, богиня-хранительница, – говорит Заваллос. – Однако в зале обнаружены материальные остатки трона, в том числе его подножие и эродированная задняя опора. Находки бусин из зеленого камня, тонких нитей и даже человеческих волос ясно показывают, что на нем сидел реальный живой человек». Прочие археологи экспедиции также считают, что все найденные на данный момент материальные свидетельства указывают на то, что могущественная женщина правила государством моче со столицей в Паньямарке в седьмом веке нашей эры.
Впрочем, гробница царицы пока не найдена. «На данный момент у нас нет никаких свидетельств существования гробницы, – сообщила Мишель Кунс (Michele Koons), директор отдела антропологии Денверского музея природы и науки, одна из глав раскопок. – Если гробница царицы действительно существует близ этого места, весьма возможно, что она в какой-то момент была разграблена. Каким царством правила эта женщина, пока неясно. Природа политической организации народа моче является актуальной темой исследований, и полной ясности в этом вопросе пока нет. Есть свидетельства того, что у народа моче было несколько независимых городов-государств, которые взаимодействовали друг с другом. Возможно, их объединяли схожие религии и стили искусства».
«В культуре моче женщины-правительницы были вполне обычны, – говорит исследовательница. –Женщины-царицы правили не только древними государствами моче, но и возглавляли последующие царские династии в Северном Перу. Многие свидетельства о женщинах-правительницах сохранились в царских гробницах. Широко известна, в частности, гробница «Сеньоры де Као» (Señora de Cao), в которой сохранилась мумия правительницы племени моче с искусно сделанными украшениями и оружием, в том числе дубинками и копьеметалкой-атлатлем. Гробница была найдена в Уака-эль-Брухо в 2006 году». Кунс считает, что современные археологи не всегда правильно определяют захоронения женщин-правительниц. «Богатые захоронения высокопоставленных мужчин племени моче чаще всего описывают как «гробницы знатных вельмож», а женщин как «верховных жриц», – говорит Кунс. – На самом деле некоторые из этих «жриц» вполне могли быть царицами».
Ученые исследуют Паньямарку уже более 70 лет, а первые фрески были обнаружены здесь в 1950-х годах. Нынешняя экспедиция начала свой проект в 2018 году, а в августе 2022 года обнаружила в церемониальном зале две фрески, изображающие двуликих мужчин. Романтики видят в них магов, овладевших искусством пребывания в двух мирах, а реалисты полагают, что это попытка изобразить фигуру в движении.
Древнее городище Паньямарка в регионе Анкаш датируется 550-800 годами нашей эры. До наших дней сохранилась часть стен – предположительно храмовых. Отличительной особенностью Паньямарки считается обилие религиозных и мифологических сцен на стенах: большие фигуры ярко одетых мужчин, сцены сражений и религиозных обрядов. Хотя существуют и другие памятники моче, они не могут сравниться в грандиозности с Паньямаркой. Керамика, остатки тканей, украшений и предметов быта расширяют наши представления о жизни народа моче. К особо ценным находкам в Паньямарке относят найденные в 2010 году небольшие (около 25 см в диаметре) яркие щиты, отделанные тканью и перьями. Они уникальны не только своими материалами, но и местом обнаружения. Полагают, что их оставили не как погребальное подношение (что было обычно в то время), а как храмовое украшение. Несмотря на постоянно идущие раскопки и исследования, археологический комплекс открыт для посещения публики.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии