Аркадий Малер: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОСВЕНЦИМА И ВСЕЛЕНСКАЯ МИССИЯ РОССИИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В мире становится всё больше людей, называющих Великую Отечественную войну «советско-нацистской» и с удовольствием готовых порассуждать о всех «прелестях» немецкой оккупации. Но Освенцим – это именно то, что могло бы случиться с каждым из нас, а также и с каждым из них, если бы нацистская Германия победила советскую Россию. Если бы они победили во Второй мировой войне, они – прибалтийские националисты, «бандеровцы», дивизия «Галичина», т. н. «Русская освободительная армия» генерала Власова и т. д.

65 лет назад, 27 января 1945 года советские войска под командованием маршала Ивана Степановича Конева (1897-1973) освободили крупнейший нацистский концлагерь «Аушвиц», известный также как Освенцим. Это событие знаменовало собою освободительную миссию русской советской армии, а в 2005 году Генеральная Ассамблея ООН признала 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста.

Изначально Освенцим – это название польского города, расположенного через 60 километров к западу от Кракова, оккупированного нацистской Германией в 1939 году. Немцы назвали его по-своему – Аушвиц и под этим названием он известен во всем неславянском мире. В районе Освенцима-Аушвица немецкие власти построили знаменитый концентрационный лагерь, а точнее, целый комплекс концлагерей, сделавший это название нарицательным. Но на сегодняшний день память о преступлениях против человечества, как точно сформулировали обвинение против нацистов на Нюрнбергском процессе, исчезает вместе с последними свидетелями этих преступлений и далеко не каждый школьник не только в Германии, но даже в Польше и самой России представляет себе, что такое концлагерь и почему память об этом кошмаре никогда не должна покидать человеческий род, если он ещё хочет оставаться человеческим.

Идея изолировать ту или иную категорию врагов и пленных в специально отведенных помещениях, и доводить их до смерти нечеловеческим трудом и бесконечными психобиологическими экспериментами не имеет автора – её инициаторов можно представить где угодно и когда угодно, но только в стране победившего национал-социализма, в «цивилизованной» Германской империи ХХ века эта идея воплотилась в жизнь в полной мере, с немецкой методичностью и нордической невозмутимостью. Невозможно вычислить точное число всех людей, погибших в Освенциме, так же как и во всей системе концлагерей любого тоталитарного государства, потому что сама идея концлагеря не предполагает статистики.

Идея уничтожать людей в газовых камерах, приводящая в ужас сегодня любого вменяемого человека, тогда и там считалась верхом прогресса и даже наиболее «гуманным» средством из всех возможных, – ведь людей нужно было убивать не по одиночке, а целыми сотнями и желательно без лишней крови. Первое испытание газовой травли в Освенциме было проведено 3 сентября 1941 года по приказу заместителя коменданта лагеря оберштурмфюрера СС Карла Фрицша, когда за короткое время от удушья погибли 600 советских военнопленных и ещё 250 узников. В дальнейшем за один день в концлагере могло быть уничтожено более 20000 человек. Люди погибали и от пыток, и от голода, и от невыносимой работы, и при попытке побега, и если кто-то заподозрил их в непослушании, и от собственных попыток покончить с собой в этом аду, сотворенном руками человеческими.

В целом, по общим расчетам, в одном Освенциме погибло около полутора миллиона (!) человек. При этом, комендант этого лагеря в 1940-43 годах Рудольф Гёсс на Нюрнбергском трибунале заявил, что погибло около двух с половиной миллионов (!) человек, и признался, что самих людей никто не считал. Когда 27 января 1945 года русские освободили Освенцим, на его территории обнаружилось около семи с половиной тысяч заключенных, а на складах одежды – 1 185 345 мужских и женских костюмов. За небольшое время нацисты успели вывести и убить более 58 тысяч человек.

Встречу армии маршала Конева с Освенцимом можно сравнить разве что со встречей армии Сципиона с Карфагеном – так же как римляне вдруг увидели капище Ваала с телами тысячи сожженных людей, принесенных в жертву этому демону, так и русские вдруг увидели тот ад, который уготовила им «просвещенная» Германия. Это была встреча с варварством, выдающим себя за культуру. И нужно было обладать очень сильной волей к жизни и надеждой на спасение, чтобы и после этой встречи продолжать делать вид, что ничего подобного не было. Именно поэтому философ Теодор Адорно сказал, что писать стихи после Освенцима – это варварство, ибо чем лучше мы, оставшиеся в живых, чем те, кто оказался в этом аду?

Опыт Освенцима указывает нам на то, на что может быть способен человек, переставший воспринимать человечество как ценность. Люди, живущие в Германии в 30-40 годы ХХ века, ничем не хуже любых других людей, живущих когда-либо и где-либо, но они только смогли создать государство, систематически уничтожающее людей по этническому признаку и искренне уверенное в том, что так будет продолжаться всегда. Это свидетельство той бездны зла, в которой совершенно добровольно может оказаться человек и от которой его пытается оградить всё то, что мы ещё называем культурой. И сегодня во всем мире есть очень много людей, которые готовы были бы устроить не один Освенцим, если бы у них была такая возможность, а наши переживания по поводу прошлого они воспринимают не более, как наши личные проблемы, – ведь им же и в голову не может прийти, что любой новый Освенцим может коснуться их самих, и зачастую в первую очередь.

В мире становится всё больше людей, называющих Великую Отечественную войну «советско-нацистской» и с удовольствием готовых порассуждать о всех «прелестях» немецкой оккупации. Но Освенцим – это именно то, что могло бы случиться с каждым из нас, а также и с каждым из них, если бы нацистская Германия победила советскую Россию. Если бы они победили во Второй мировой войне, они – прибалтийские националисты, «бандеровцы», дивизия «Галичина», т. н. «Русская освободительная армия» генерала Власова и т. д. Если бы они победили, то у нас был бы Освенцим. Именно поэтому из ненависти к исторической России они сегодня готовы перешагнуть последнюю черту и отрицать даже то, что признано во всей европейской цивилизации, частью которой они так хотят считать себя видеть, – отрицать трагедию Холокоста и Великую Победу 1945 года. И как они могут призывать к сочувствию их собственной исторической боли, если его ценой становится полное равнодушие к реальной боли всех остальных?

Факт освобождения русской армией Освенцима до сих пор не достаточно оценен в мировой истории. В Советской России это событие расценивалось как естественная составляющая общей победы над гитлеровской Германии, а на Западе образ русского воина-освободителя тщательно вытеснялся американским, так что теперь средний европейский школьник может быть уверенным в том, что все концлагеря были освобождены именно американцами, а русских в войне как будто бы и не было вовсе. Но есть факты, которые отрицать невозможно – как именно Россия, прежде всего, победила во Второй мировой войне, так именно Россия освободила Освенцим 27 января 1945 года. Это величайшее достижение нашей национальной истории, не только не менее, а даже более важное, чем запуск спутника или полет Гагарина, потому что здесь речь идет непосредственно об освобождении живых людей и победе над античеловеческим режимом всех времен и народов, который мог бы при однажды уничтожить всё человечество. С освобождением Освенцима Россия ещё раз проявила свою историческую миссию, а советский режим впервые получил моральное оправдание, так что СССР до и после войны – это практически два разных государства. Поэтому освобождение Освенцима должно стать одной из главных страниц в учебниках русской истории, именно у нас о нем должны сниматься фильмы и передачи, а само это событие должно стать символом вселенской миссии России как страны, не раз спасавшее европейское человечество от смерти.

Аркадий Малер

http://win.ru/ideas/3350.phtml