Апостол Варфоломей

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Апостол Варфоломей

Фрагмент статьи из 6-го т. "Православной энциклопедии", с.706-711

[арам.   ; греч. Βαρθολομαῖος], ап. от 12 (см. ст. Апостолы) (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов). В Новом Завете В. упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 14; Деян 1. 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством)    - «сын Фалмая» (ср. LXX Нав 15. 14), или «сын Толомея» (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2).

Ставшее традиц. отождествление В. с ап. Нафанаилом (Ин. 1. 45-51) аргументируют болландисты (ActaSS. Aug. T. 5. P. 7-108), ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления (Aug. In Ps. 65. 4).

В. и ап. Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя В. приводится в списках апостолов синоптических евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, В. стоит рядом с ап. Филиппом, что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1. 43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели этого чуда,- апостолы (Ин 21. 1-14). Наконец, поскольку В.- патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам.  , Натанаэл), тогда полное арам. имя В.- Натанаэл бар Толами (   ).

Визант. агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафа-наила (пам. 22 апр.) как отдельное лицо (Минологий Василия II кон. Х в.- PG. 117. Col. 418-420, 516), или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом (Синаксарь К-польской ц. X в.- SynCP. Col. 781). Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 260). В новейших трудах греч. агиографы либо склоняются к идентификации апостолов В. и Нафанаила (ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с В. и с Симоном Зилотом (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 344). РПЦ в XIX в. еще безусловно следовала греч. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского...» (М., 1903-1911) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с В., хотя упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (ЖСв. Июнь. С. 211).

О жизни В. Свящ. Писание не сообщает ничего определенного. О Нафанаиле же (В.- с т. зр., их отождествляющей) известно со слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской (Ин 21. 2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп, Андрей и Петр) нашли Мессию - Иисуса, «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин 1. 45-46). Нафанаил, однако, сначала выразил нек-рое недоверие этому сообщению: «...из Назарета может ли быть что доброе?» Его неверие, вероятно, объясняется бытовавшим среди иудеев представлением, согласно к-рому Мессия не может прийти из Галилеи (Ин 7. 40-44). Нафанаил, видимо, хорошо знал Писание, это подтверждает и сообщение евангелиста, что он сидел под смоковницей, когда его позвал Филипп: в раввинистической лит-ре место под смоковницей часто представлялось как наиболее удобное для бесед раввинов о смысле Писания (Billerbeck. Bd. 2. S. 371). Истинный израильтянин, «в котором нет лукавства», Нафанаил в результате исповедовал мессианство Иисуса: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус в ответ на эти слова обещал, что он увидит еще большие свидетельства тому - «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1. 51).

Проповедь
Согласно апокрифическим «Деяниям ап. Фомы», В. был среди 11 апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свою часть ойкумены для миссионерской проповеди (Acta Thomae 1. 4). Он проповедовал в М. Азии (вместе с ап. Филиппом - во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество ап. Варфоломея»), под к-рой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а др.- Аравию Счастливую (Pseudo-Hieron. De vitis Apostolorum // PL. 23. Col. 722). Однако в сочинениях Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. V 10. 3) и блж. Иеронима (Hieron. De vir. illustr. 36) речь идет именно об Индии, где В. оставил Евангелие от Матфея на евр. языке (или переведенное на инд. язык - Epiph. Index apost. [Sp.] 6), найденное христ. философом Пантеном, преподавателем Александрийской огласительной школы.

В «Деяниях ап. Андрея» рассказывается о миссионерском путешествии В. вдоль Черноморского побережья. Из «Индии» В. отправился в Парфию, затем в Вел. Армению. На Арташатском холме он встретился с апостолом от 70 Иудой Фаддеем (ср.: Euseb. Hist. eccl. I 13; Армянская Церковь почитает его как первого просветителя Армении). В. обратил в христианство сестру арм. царя Вогухи и мн. вельмож; по приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили.

Почитание
Относительно местонахождения г. Альбана (Албанополь, Урбанополь) - места кончины и погребения В.- существуют разногласия. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории совр. Баку. Азерб. археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, к-рый был отождествлен с базиликой, построенной на месте гибели В. В апр. 2003 г. К-польский Патриарх Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого погребения апостола. По др. версии, В. захоронен в пров. Зап. Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в XIV в. был построен мон-рь Сурб Барфоломеос. По мнению М. ван Эсбрука, под Албанополем подразумевается г. Никополь (пров. Понт).

Из Альбаны мощи В. были перенесены ок. 410 г. еп. Маруфой в Мартирополь, ок. 507 г. имп. Анастасием в г. Дара (Месопотамия) (Theod. Lect. Eccl. hist. II 57). В 574 г. Дара был взят персами, гроб с мощами апостола, по сообщению Григория Турского, был брошен в море и чудесным образом, проплыв огромное расстояние, приплыл к о-ву Липари, расположенному между Италией и Сицилией (Greg. Turon. Glor. conf. 1 34). Ок. 838 г. мощи апостола были перенесены в Беневент, где хранятся до наст. времени. С Х в. часть мощей В. находится в Риме в ц. св. Варфоломея, на о-ве Тиберина.

В сер. VIII в. часть мощей В. была перенесена из Липари в К-поль. Распространение в Византии почитания В. связано с агиографической и гимнографической деятельностью прп. Иосифа Песнописца. Он получил в дар от одного добродетельного мужа частицу мощей В., принес ее в свою обитель в Фессалонике и построил в честь апостола храм. В. явился Иосифу во сне и обещал ему дар песнопения (PG. 105. Col. 964).

В. особо почитается Армянской Апостольской Церковью, основывающей свое апостольское преемство деятельностью на территории Армении апостола от 12.

«Мученичество» В. (BHG, N 227) приписывается псевдо-Авдию, еп. Вавилонскому (ActaAA. Т. 2/1. Р. 128-150, 243-260). Сохранились также «Сказание о перенесении мощей Варфоломея» (BHG, N 229) и «Похвальные слова», принадлежащие прп. Феодору Студиту (BHG, N 230), Никите Пафлагону (BHG, N 231), прп. Иосифу Песнописцу (BHG, N 232, 232b) и др.

Под 11 июня в визант. и зап. календарях отмечается день мученической кончины В., 25 (или 24) авг.- перенесение его мощей на о-в Липари. В арм. календарях память указывается 8 дек. и 25 февр., в копт. и эфиоп.- 18 июня и 20 нояб.

Апокрифы
С именем ап. В. связан ряд апокрифических произведений. «Евангелие апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал написан по-гречески и датируется III в. по Р. Х. (Изд.: Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893. Pars. 1. P. 10-22). Сохранилось фрагментарно в греч. (BHG, N 228), лат. и слав. версиях. Упоминается блж. Иеронимом в предисловии к толкованию на Евангелие от Матфея (Evangelium iuxta Bartholomeum - PL. 26. Col. 17f.), в «Ареопагитиках» ((Areop. MT I 3), в Каталоге папы Геласия I (Decretum Gelasianum, 494), а также у Епифания Монаха (PG. 120. Col. 213). В 1-й части В. задает воскресшему Христу вопросы об искуплении. 2-я часть содержит вопросы к Богородице о воплощении Сына Божия. В 3-й части В. беседует с диаволом об аде, падших ангелах, грехопадении Адама и Евы, необходимости искупительной жертвы Христа за род человеческий и сошествии Спасителя во ад.

Апокриф сохранился в 2 рус. списках XIV и XVII вв. и в южнослав. рукописи XVI в. (Изд.: Мочульский В. Следы народной Библии в слав. и древнерус. письменности. Од., 1893. С. 231-247, 276-281).

«Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на копт. языке. Является гомелитической обработкой «Вопросов Варфоломея». Сохранившиеся списки (древнейшие датируются V-VII вв.) отражают различные редакции (Изд.: PO. 1904. T. 2. Fasc. 2. P. 185-194; Lacau P. Fragments d'apocryphes coptes de la bibliothèque nationale. Cairo, 1904. P. 39-77; Budge E. A. Coptic apocrypha. L., 1913. P. 1-48).

«Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на копт., араб., эфиоп. (BHO, N 55-57) и греч. (BHG, N 2056) языках. По мнению Р. А. Липсиуса, сочинение возникло в Египте; является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов Андрея и Матфия в стране антропофагов» (см. ст. Андрея и Матфия Деяния). Копт. списки датируются IX в. Видимо, во 2-й пол. XIII в. на основании копт. версии был создан араб. перевод, текст к-рого опубликован А. Смит-Льюис (Smith Lewis A. Horae Semiticae. L., 1904. Т. 3/4. P. 11-23). Эфиоп. версия восходит к араб. источникам. Известны также 2 неизданных греч. списка XV в.

«Деяния апостола Варфоломея». Копт. памятник, повествующий о миссионерской деятельности ап. В. в егип. оазисе и о путешествии В. в сопровождении ап. Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море) (BHO, N 152-155, 157-158). Полный текст сохранился в араб. и эфиоп. версиях, зависящих от копт. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы».

«Мученичество апостола Варфоломея». Сохранились лат. и арм. памятники с этим названием. Лат. «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию (греч. редакция основывается на лат. оригинале). В нем описана миссионерская деятельность В. в Индии и его казнь по приказу царя Астиага (ActaAA. T. 2/1. P. 128-150). Арм. «Мученичества» (BHO, N 156-159) основаны на местных преданиях, а также на греч. или сир. источниках (напр., связь В. с ап. Иудой-Фаддеем).

«Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо, является, поздней компиляцией.
http://www.sedmitza.ru/text/1263192.html