АПОСТОЛ СИМОН ЗИЛОТ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы довольно много знаем об апостоле Петре, апостоле Андрее, апостоле Павле, но рассказать об апостоле Симоне Зилоте могут далеко не все...

Апостол Лука называет его так: «Симон, прозываемый Зилотом». В Евангелии от Матфея и в Евангелии от Марка этот же апостол назван Симоном Кананитом. Прозвище, как я раньше считала, не относится к поселению Кана, но это не так. ζηλωτής и арамейское qan’ana в переводе с греческого и арамейского обозначают одно и то же — «ревнитель», то есть благочестивый человек, ревностно следующий иудейскому закону. В Талмуде упоминается законоучитель Нехуния бен га-Кана — «сын ревнителя». Ранее прозвище Зилот нередко истолковывалось в смысле приверженности партии зелотов, отождествляющихся со сторонниками «четвёртой философии» по Иосифу Флавию, активными борцами против римского владычества. На современном этапе деятельность зелотов относят к более позднему времени накануне разрушения Иерусалима.

Интересен и тот факт, что перечисляя имена двенадцати апостолов, Матфей и Марк пишут имя Симона перед именем Иуды Искариота. А ведь Иисус отсылал учеников на служение по двое. И значит, вполне вероятно, что Симон и Иуда Искариот были вместе, составляли пару, проповедующую учение своего Божественного Наставника. Возможно, сначала они оба следовали за Иисусом, исходя из сходных политических взглядов. Однако на каком-то этапе Симон стал искренним верующим и изменился. Иуда Искариот никогда не веровал по-настоящему. Как они уживались в совместных миссионерских трудах, — загадка…

По преданию, описанный в Евангелии брак в Кане Галилейской, куда пригласили Иисуса Христа и Пресвятую Деву Марию, был свадьбой будущего апостола Симона и его невесты, красавицы Саломии. Кана находилась неподалеку от Назарета. Здесь Господь и сотворил Свое первое чудо. Как всем мы помним, в самый разгар свадебных торжеств в доме Симона закончилось вино. А на Востоке оно было знаком гостеприимства, щедрости и хлебосольства. Угощая вином, хозяин желал порадовать гостей и воздать им подобающую честь.

Чудо настолько потрясло Симона, что изменило всю его жизнь. Он познал, что Иисус, почтивший Своим присутствием его свадьбу, есть подлинный Мессия, Сын Божий. А ведь придя на свадьбу, Иисус остятил вовсе не вино. Спаситель тем самым освятил и брачную жизнь людей как таковую. Поэтому в благословенном Богом супружестве, когда двое становятся «одною плотью», нет ничего постыдного и греховного. Если благодать освящает эти отношения, они законны в очах Божиих.

Вместе с тем, сотворив чудо, Христос указал Своим братьям и ученикам путь к несравненно высшему блаженству – к союзу души с Богом. И теперь уже не плотский союз стал привлекать Симона и Саломию. В них зажглась любовь к духовному единению с Господом. Брачный пир оказался прощальным пиром. Молодые оставили все мирское и пошли за Христом.

Все, что мы знаем о Симоне Зилоте, это то, что во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь Адеркий, он принял мученическую кончину, был распят на кресте, подобно Иисусу и некоторым апостолам. Ученики погребли тело святого недалеко от пещеры в городе Никопсии около Сухуми. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней. В IV веке здесь воздвигли храм в честь апостола Симона Кананита. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии.

Молитва

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди вам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Виктория Христова

Православие.фм