Апостол Иаков и Таинство Соборования. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Стараться осознанно и с пониманием приступать к Таинствам нашей Церкви просто необходимо. Фото: СПЖ

Иаков именуется братом Господним, что вызывает особый интерес к его личности. Но сегодня поговорим о другом: о Таинстве, к установлению которого Иоаков имел отношение.

В 63 году, когда в Риме правит Нерон, когда римский военачальник Гней Домиций Корбул завоевывает Армению, когда к империи ромеев присоединяется Понтийской царство, в далекой Иудее свою жизнь за Христа отдает апостол Иаков, брат Господень, память которого Православная Церковь празднует 5 ноября.

Что мы доподлинно знаем о нем, если и дата кончины апостола – 63 год – иногда оспаривается? На самом деле не так и мало, как о некоторых других учениках Спасителя, даже из числа двенадцати. Кроме того, Иаков оставил нам еще и письменный памятник о себе – его послание, вошедшее в канон книг Нового Завета. Если мы откроем какой-либо текст, раскрывающий нам историю установления и смысл таинства Соборования, то сразу увидим ссылки на соответствующие слова из послания апостола Иакова. Он также явился автором получившей его имя литургии, легшей впоследствии в основу анафор святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Поэтому давайте немного узнаем (или напомним себе), что нам известно об апостоле Иакове и его Соборном послании.

Благодаря такому апокрифическому памятнику как «Протоевангелие Иакова», а также дальнейшему влиянию мнения святителя Епифания Кипрского, в православной библейской традиции принято считать, что апостол Иаков был из числа сыновей праведного Иосифа от первого брака. Отсюда возникает вопрос: верил ли Иаков изначально во Христа как в Мессию? Евангелист Марк передает нам, что родственники Спасителя по плоти, после того, как Он поставил двенадцать апостолов «пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк. 3, 21).

Полное осознание того, Кем является Спаситель, скорее всего, пришло к Его братьям по плоти уже после Его Воскресения.

Блаженный Иероним Стридонский считает, что под фразой «вышел из себя» нам передано непонимание Христа со стороны Его близких, которые считали, что Он «помутился разумом». О недоумениях со стороны братьев говорит также и апостол Иоанн: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Принимая во внимание приведенные из Евангелия места, следует сказать, что здесь идет речь не об отвержении, а о недопонимании смысла и целей служения Христа.

Полное осознание того, Кем является Спаситель, скорее всего, пришло к Его братьям по плоти уже после Его Воскресения. В Деяниях мы видим, что Иаков становится участником апостольской проповеди и событий, связанных с ее распространением. Например, постол Петр после освобождения из темницы повелевает уведомить об этом «Иакова и братьев» (Деян. 12, 17). В пятнадцатой главе нам передана, произнесенная на Апостольском соборе, речь Иакова, а в двадцать первой – кратко описаны его отношения с апостолом Павлом, который последний раз, перед арестом, посетил Иерусалим.

Сегодня достаточно прочно устоялось мнение о том, что апостол Иаков, брат Господень, имел большое влияние в иерусалимской общине первых христиан, и что руководил он ею в течение целых тридцати лет после Вознесения. Естественно, что произошло это не просто так.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел передает древнюю исповедальную формулу, скорее всего позаимствованную им из Предания, в которой Иаков именуется одним из тех людей, кому Спасителя явился по Воскресении (1 Кор. 15, 7). Это свидетельство большого авторитета Иакова среди иерусалимских христиан, а учитывая, что апостолы из числа двенадцати разошлись по миру с проповедью Евангелия, то неудивительно, что именно его поставили во главу первой христианской общины.

Согласно свидетельствам Иосифа Флавия, решающую роль в убийстве Иакова сыграл первосвященник-саддукей Анания II (Младший).

«Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им – к обрезанным» (Гал, 2, 9), – как видим, здесь апостол Павел Иакова, вместе с Петром и Иоанном, вообще именует «столпами», т.е. «опорами» молодой Церкви. Более подробно об этом говорит Климент Александрийский: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного… Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава».

Согласно свидетельствам Иосифа Флавия, решающую роль в убийстве Иакова сыграл первосвященник-саддукей Анания II (Младший). Последний был недоволен и проповедью о Христе, и пылал личной неприязнью к апостолу за то, что тот обличал его за жестокую эксплуатацию бедных священников. Егесипп – один из раннехристианских писателей – сообщает нам, что Анания не был прямым виновников казни Иакова, но он спровоцировал на это свое окружение, среди которого были также фарисеи и книжники. Повествование Егесиппа говорит нам о том, что Иакова просили прекратить свою проповедь и дать более «подходящие» свидетельства о Христе, на что тот ответил: «Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных».

После этих слов апостола сбросили с крыши храма. Упав, Иаков не сразу погиб, но продолжал молиться за своих мучителей, после чего те добили его камнями. На дату этих событий – 63 (возможно 62) год – указывает свидетельство Иосифа Флавия, который отметил, что апостол был казнен во время смены римского прокуратора Феста на Альбина.

*   *   *

Соборное послание апостола Иакова, являясь древнейшей книгой Нового Завета, небольшое – состоит из пяти глав. По своему содержанию оно несложно и имеет много сходств с Нагорной проповедью Христа. Однако сколь-либо полный обзор послания все равно займет немало текста, потому и хотелось бы сосредоточиться на одном из наиболее известных мест – словах, устанавливающих (хотя об этом сказано еще в Мк. 6, 13) Таинство Елеосвящения и раскрывающих его смысл.

«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится, – пишет апостол Иаков, – весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 13-16).

В принципе, эта широко известная цитата, достаточно понятна, как и понятен тот, факт, почему именно на ее основании Церковь установила таинство Святого Елея. Но здесь хотелось бы вставить несколько пояснений.

Современная практика соборовать всех подряд, без разбора и понимания, кто приходит в храм – вещь ненормальная и противоречащая Священному Писанию.

Чуть выше, в пятой, а также во второй главах послания, мы видим, что апостол Иаков обращается к тем, кого он называет братьями и кто носит имя Христа (Иак. 2, 7), т.е. к христианам. Из этого следует, что участвовать в Елеосвящении, как и в других таинствах, имеют право только христиане. Напомню, что речь идет о первой иерусалимской общине, где никто даже помыслить не мог о том, что христиане могут быть «нецерковными» или номинальными. Сам этот факт уже свидетельствует, что современная практика соборовать всех подряд, без разбора и понимания, кто приходит в храм – вещь ненормальная и противоречащая Священному Писанию. А о том, что далекий от Церкви человек молиться и петь псалмы не будет, думаю, и говорить не стоит.

Далее мы видим, что болящего исцелит не само помазание елеем, а «молитва веры». Спросите у «нецерковного» человека, во что он верит? Кто такой Христос? Зачем Он пришел на землю? От чего спас человечество? Почему посредством Своих мук и Крестной Смерти, а не каким-то иным способом? И вы поймете, что такой, пришедший пособороваться человек, не верит вовсе или верит в непонятно что! Я не говорю о каких-то уникальных случаях, как было с благоразумным разбойником, но все-таки к таинству нужно подходить серьезно – и это касается не только номинальных христиан, но и каждого из нас.

Дальнейшие слова говорят нам о необходимости раскаяния болящего христианина. Беда Достопочтенный отмечает, что в данном случае, апостол говорит, что болезнь может посылаться Богом за совершенные грехи, а потому и исцеление от нее во многом зависит от раскаяния страждущего человека.

Ни в тексте послания, ни у Отцов Церкви не встречается упоминаний о том, что в таинстве Елеосвящения прощаются забытые грехи. Это более позднее мнение, сформировавшееся под влиянием западного богословия.

Отдельно нужно отметить, что ни в тексте послания, ни у Отцов Церкви не встречается упоминаний о том, что в таинстве Елеосвящения прощаются забытые грехи. Это более позднее мнение, сформировавшееся под влиянием западного богословия. Не секрет, что вопрос прощения грехов, как и многие другие вопросы духовной жизни, католики низвели до уровня сухого юридизма. Т.е., согласно их взгляду, христианин должен искупить все грехи, не зависимо от того, помнит он их или нет. Для православной же аскетики покаяние – это всегда перемена ума: волевое движение души и сердца человека, в синергии с Богом, от невозможности не грешить, через возможность не грешить, к невозможности грешить. Именно поэтому указанное мнение к таинству Святого Елея отношения не имеет.

*   *   *

Как мы видим из текста послания, соборование должно совершаться над больным человеком. Кто-то скажет, что сегодня нет абсолютно здоровых людей, но апостол Иаков довольно четко говорит о «призывании пресвитеров», точнее о том, что данное таинство совершается вне храма, над человеком, не имеющим возможности прийти в храм. Таким образом, здесь не идет речи о насморке или остеохондрозе. Однако сегодня уже сложилась практика соборования Великим постом, ради преподания духовной помощи постящимся.

Конечно же, что наш пост – это лишь подобие того поста, которым постились первые христиане. Нам во многом не сравниться с ними, как бы мы ни старались. Но это не значит, что стараться не надо. Во всяком случае, стараться осознанно и с пониманием приступать к Таинствам нашей Церкви, просто необходимо. И этот конкретный текст был написан с одной целью – чтоб мы хоть немного понимали, что такое Таинство Елеосвящения, серьезно и благоговейно готовились, и приступали к нему. В чем да поможет нам Всемилостивый Господь!

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/75620-apostol-iakov-i-tainstvo-...