Ансамбль Воскресенского собора с колокольней и Благовещенской церкви в Лальске

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

Проезжая по просторам Кировской области во время пятого большого путешествия в августе 2024 года, «Российские древности» не могли не заглянуть в Лальск, место, где время словно остановило свой ход. Впрочем, слово «заглянуть» тут неуместно: на обыкновенном седане мы в этот поселок, зажатый на севере области меж Архангельской  и Вологодской областями, а также республикой Коми не советуем. «Красный просвещенец» доехал туда из Кирова и выехал оттуда, добравшись до Великого Устюга, но легкой дорогу назвать никак — суммарно почти сотня километров грунтовок-гравиек-бетонных плит вам обеспечена.

Сегодня поселок с населением 2,4 тысячи человек известен многим, прежде всего, прекрасным древним храмовым ансамблем XVIII века. Однако, оглянувшись в прошлое можно узнать, что именно здесь в XVII-XVIII веках был один из крупнейших перекрестков торговых путей, соединявших Азию и Европу. Свидетельства минувшего расцвета в Лальске можно видеть в сохранившейся старинной архитектуре купеческих домов и богатстве храмовых строений, хоть и изрядно обветшавших.

Как в заштатном поселении появилось столько храмов? Вопрос, который часто задают путешественники, впервые сюда заглянувшие. И ответ на этот вопрос лежит в славном прошлом крупного купеческого центра.

Панорама заштатного города Лальска. Фото К. Мягги с рис. А. Попова

История города

Основание Лальска относят к периоду правления Ивана Грозного, определяя его 1570 годом. Согласно одной из наиболее популярных версий, Лальск обязан своим появлением новгородцам, бежавшим от царского гнева. Летописец Лев Вологдин описал события следующим образом:

«… А когда грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев и своих изменников, будучи сам своею особою в Новеграде, тогда нецыи от граждан совещавшиеся, усоветовали тайно избежати из Новеграда и вселиться в пусте месте, ище же бог наставит, и тем свободитися царскаго гнева. И тако, оставивше жительство свое Великий Новград, странствовали по лесам, пустыням и непроходимым местам дотоле, донеле же достигли богом наставляемы реки Лалы, в пустом месте течение свое продолжающей от Устюга на Сибирь в расстоянии 80 верст, и ту поселитися. Пребывающим же им на том месте, начали размножатися и нарекошася по имени реки Лалы лалечана».

Беглецы возвели острог Ботище, на территории которого располагался Михайло-Архангельский монастырь. Позднее, в XVII веке чуть выше по реке сформировался город Лальск, который, оказавшись на пересечении крупных торговых путей, сразу стал значимым центром торговли. Неудивительно, что такой город обзавелся целым комплексом храмов (7 каменных церквей были возведены в течение нескольких десятилетий) и церковных построек, значительная часть которых сохранилась до наших дней.

Вот такое описание Лальска дает Дозор Василия Самарина (1620 г):

«… В Лальской же волости на реке на Лале на осыпи бывал городок Ботище ниже Николскаго погосту на берегу, а в осыпи церковь Михаила Архангела вверх шатровой ставят ново мирские люди Лальскою волостью, а дворов в осыпи нет, а поставлен острог около Николскаго Лальскаго погосту по реке по Лале по берегу вверх от осыпи, а из острогу трои ворота проезжие да 8 башен глухих, а в остроге государев казенный погреб, а на нем амбар кругом у амбару тын стоячий вострой на иглах, а  в  нем за замком и за печатью у острожных приказщиков у Овдейки Паламошнова с товарищи государева казна: 12 пищалей затинных, а к ним 1000 ядер железных, да 20 рушниц да обломок рушницы да в 3-х бочках 11 пуд зелья пищального да в станках и усечках и в пульках 7 пуд свинцу, да 30 стрел, да 10 прапоров зенденных розными цветы да 300 лыжей…

Да в Лальском же остроге церковь Николы Чудотворца студеной деревянной верх шатровой да церковь клетцки во имя Фрола и Лавра студеной же, а в церквах образы местные и поставные и у образов приклад, и свечи, и книга, и ризы, и сосуды, и колокола и все церковное строенье мирских людей Лальского погосту и Лальские волости, да в остроге ж бы храм теплый во имя Офонасия Олександрийскаго и тот храм в 127 (1619-м — В.Л.) году сгорел…»

Расцвет города начинается с указа Петра I, согласно которому торговые караваны отправляются из Лальска в Китай. Доходы от торговли обеспечивали пополнение казны огромными суммами налогов. Но, как это часто бывает, период изобилия закончился к началу XIX века, и некогда наводненный всяким деловым людом город стал тихой провинцией с исключительной интересной архитектурой и историей.

Комплекс храмов в 1995 году. Слева-Благовещенская церковь, справа — Воскресенский собор. Фото: pastvu.com

Первый белокаменный храм

Воскресенский собор стал первым белокаменным храмом Лальска. Возводился в период с 1698 по 1717 годы на месте деревянной Никольской церкви (восьмигранного столпообразного храма). Сохранившийся до наших дней храм считается одним из лучших образцов устюжского зодчества с характерным влиянием «строгановского» барокко.

Дореволюционное фото

Сложная композиция здания состоит из основного объема – бесстолпного пятиглавого двусветного четверика, который с севера и запада обхватывают паперти, и отдельным Никольским приделом (восьмерик на четверике), который примыкает с северо-востока. Главки небольшие, но центральная чуть больше остальных. Исключительно праздничный и богатый храм имел замысловатое оформление и убранство. В декоре фасадов – изобилие элементов, которые создают общее впечатление величественности и праздничности: пояса изразцовр с цветами и птицами, колонки с капителями, резные наличники, пилястры, витые колонки и антаблементы оформляют окна собора.

Восьмерик Никольского придела отличает наличие в декоре капителей ионического типа. Исследователи обращают на это особое внимание, как на свидетельство влияния архитектуры Сольчевыгодского Введенского собора, где появление этого элемента было отмечено раньше.

Никольский придел, вероятно, «заменил собой древнейший на Лальском погосте Никольский храм, давший в XVII веке имя погосту и потому наиболее здесь почитаемый. Деревянная церковь Николая Чудотворца имела вид восьмигранного столпообразного храма «верх шатровый». Впоследствии останки церкви сгорели во время большого пожара». Фото: Снежана Шабанова, август 2024 года

Вид с северо-запада. Хорошо виден Никольский придел, восьмерик на четверике. Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

Обращает на себя внимание и чрезвычайное мастерство строителей, которым удалось в кирпиче воплотить тонкие формы белокаменной резьбы. Внутреннее убранство храма было выполнено с богатой росписью и лепными орнаментами с использованием позолоты.

Красоту собора Протоиерей Матфей Кузьмин Шевцов описал так:

От Рождества Иисус Христова

Воскресенский храм бысть украшен снова

тысяча седьмь сот текущего света,

семьдесятого и седмаго лета

Иконописцы два Устюжан братей,

Срядились кроме вымосток Полатей,

Леса крестьянам в церкве поставляти,

вынесть вон из ней. Посадским спущати.

давати дрова, также и квартиры,

Причем в праздники, были им и пиры.

С сими выгоды контракт заключили,

На лицо триста рублей получили.

Иван с Василием Березины званны,

Из масла живописать преизбранны,

Устюгские же и мануфактуры,

Червяковых два хитры штукатуры,

Петр и Михаил в соборе трудились

Резать алебастр во клеймах потщились.

Едино лето они работали,

Двести пятьдесят рублем себе взяли:

Между церквами на ограде пламень,

В розсыпь разжигал алебастра камень.

Кирпич от окон, плиты в пол носили,

различных людей попы упросили.

Было прихожан тщание не мало,

Труда старосты более всех стало.

И служители храма Всесвятого,

Старались сего дела Преблагого:

Доски по церкве чюгуннаго полу,

Юрьевых дому насланы по долу.

Много дережано денежек казенных,

И Максимовых не мало вложенных:

Как достроилась Церковь сего града,

Вся чернь – явилась о том весьма рада

Се свято место светло красотою!

Всяк любуйся тем, зращи пред собою.

Любящих Церькве, лепоту к потребе

Боже, прими, в Царство Твое в небе!

К сожалению, сегодня величественный собор в упадке и не является действующим храмом.

Изразцовый декор храма. Фото: Снежана Шабанова, Алексей Паевский / russianold.ru

Соборная колокольня

В композиции храмового комплекса Воскресенского собора обращает на себя внимание соборная колокольня, стоящая несколько в стороне. Единственная из древних колоколен, пережившая советский период.

До возведения каменной колокольни на ее месте стояла деревянная шатровая, которая сгорела в один из разрушительных пожаров. Интересно, что сохранившиеся свидетельства говорят о наличии часов, весьма дорогого механизма, на деревянной колокольне. Это можно считать подтверждением статуса Лальска, как развитого и богатого торгового узла.

Возведение новой колокольни в камне велось на средства местной купеческой семьи Норицыных. Построенная в 1729 году, новая колокольня представляла собой восьмерик на четверике с  примыкающими по бокам палатками. После очередного пожара в 1763 году колокольню не только отремонтировали, но и установили на ней часы, что, вероятно, потребовало некоторой перестройки завершения колокольни.

Фото: Снежана Шабанова, Алексей Паевский / russianold.ru

Стройная колонна колокольни поражает изобилием декоративных элементов. которые создают впечатление «ажурности». Высокие узкие грани украшены кирпичными орнаментами: розетками и гирляндами.

Часы исправно работали, отмеряя четверти часа, до 1930-х годов, когда они были безжалостно уничтожены. Колокольню приспособили под парашютную вышку, палатки разобрали, верхний малый восьмерик со шпилем был сбит. В таком состоянии Колокольня простояла до конца 20 века.

Благовещенская церковь

Воскресенский собор строился «холодным». При нем стояла «теплая» зимняя деревянная Благовещенская церковь с двумя престолами: Благовещения Пресвятой Богородицы и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В пожарах 1725 года вместе со значительной частью городских построек сгорел храм Благовещения и было решено возводить новый в камне. От решения о постройке до освящения новой Благовещенской церкви в 1761 году прошло более 30 лет.

Фото: Снежана Шабанова / russianold.ru

Храм выполнен в традициях устюжской школы зодчества, но имеет свои характерные особенности. Основной объем – четверик с апсидой продолжается малым восьмериком. Здесь нужно отметить несколько измененные пропорции храма. А именно более высокий четверик. что создает впечатление легкости, почти воздушности. Западный фасад имеет красивое парадное крыльцо.

Внешний декор, хоть и несколько более скромный, чем оформление собора, выполнен в том же стиле с повторением некоторых элементов, в частности отделки окон. Резные карнизы, пучки полуколонок в углах, наличники напрямую соотносятся с устюжским стилем.

Кроме всего прочего Благовещенская церковь несет, если можно так сказать, отпечаток купечества. Подклеты храма использовались для личных нужд, став своего рода «гостиным двором».

Благовещенскому храму во многом повезло. Советский период гонений на Церковь он пережил лучше, чем многие другие. Сохранился не только сам храм, но также и  масляные росписи и иконостас XIX века. Кроме того, уже к середине 1940-х годов он был возвращен верующим и с той поры является действующим. Сейчас храм в лесах.

Мария Буклаева
26 октября 2024 г.

Источник: "Российские древности"