АНГЕЛЬСКИЙ МИР

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 Ангелы в Священном Писании

Слово αγγελος (греч.) означает "вестник", "посланник", что указывает не на природу Ангелов, а на исполняемое ими служение. Словом "ангел", в значении "вестник", в Священном Писании именуются не только бесплотные духи, но и другие посланники Божии. Например, ангелом именуется пророк Моисей (Числ. 20:16) и другие пророки (Ис. 33:7; Агг. 1:13); Предтеча Христов, как и Сам Христос, назван "Ангелом Завета" (Мал. 3:1). В Новом Завете "ангелами", кроме Предтечи (Мф. 11:10), в греческом тексте именуются его ученики (Лк. 7:24), Апостолы (Лк. 9:52), предстоятели Церквей (Откр. 1:20; 2:1), а в Ветхом Завете - даже различные стихии, когда они являются исполнителями воли Божией (Пс. 77:49).

    Отсюда, конечно, не следует, что Писание ничего определенного не говорит о бытии бесплотных духов - Ангелов в собственном смысле слова. В Библии их существование никогда не ставилось под сомнение. Свидетельства о них весьма многочисленны в обоих Заветах.

    Так, по изгнании из рая впадших в грех людей, Херувим с пламенным мечом был поставлен охранять двери рая (Быт. 3). Авраам, посылая своего слугу к Нахору, обнадеживал его, говоря, что Господь пошлет с ним Ангела Своего и благоустроит путь его (Быт. 24:7). Иаков видел Ангелов и во сне (в видении таинственной лестницы, на пути в Месопотамию. - Быт. 28) и наяву (на пути домой, к Исаву, когда он увидел "ополчение" Ангелов Божиих. - Быт. 32:1-2). В Псалтири много раз говорится об Ангелах (например, хвалите Его, все Ангелы Его - Пс. 148:2; Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих - Пс. 90:11). О них сказано в книге Иова и у пророков. Пророк Исаия видел Серафимов, окружающих престол Божий (Ис. 6); пророк Иезекииль видел Херувимов в видении Дома Божия (Иез. 10).

    Новозаветное Откровение содержит очень много упоминаний об Ангелах. Ангел возвестил Захарии зачатие Предтечи; Ангел возвестил Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя, и Ангел являлся во сне Иосифу; многочисленное воинство Ангелов славословило рождество Христово, Ангел благовествовал пастухам рождение Спасителя, Ангел удержал волхвов от возвращения к Ироду; Ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне; Ангел являлся для укрепления Его в саду Гефсиманском; Ангелы возвестили мироносицам о Воскресении Христовом, а Апостолам при Вознесении Христа на Небо о Втором Его Пришествии. Ангелы разрешили узы Петра и других Апостолов и одного Апостола Петра; Ангел возвестил Апостолу Павлу, что ему должно предстать пред кесаря. Видение Ангелов лежит в основе откровений, данных святому Иоанну Богослову.

    Сам Господь Иисус Христос неоднократно возвещает об Ангелах. "Говорю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, - и Сын Человеческий исповедает его пред ангелами Божиими. 9 А отвергнувший Меня пред людьми, будет отвергнут пред ангелами Божиими" (Лк. 12:8-9). Ангелы - постоянные свидетели Божественных действий. Они постоянно видят лицо Отца Небесного, то есть созерцают Божество в Его энергиях. Они будут сопровождать Христа в Его славном Втором Пришествии.

    После столь многочисленных свидетельств нельзя сомневаться в существовании ангельского мира. Следует признать совершенно безосновательным мнение протестантской библейской критики о том, что учение об Ангелах почерпнуто евреями из персидской религии во время Вавилонского плена. Упоминание об Ангелах проходит через всю Библию, включая древнейшие ее книги, написание которых предшествовало переселению евреев в Вавилон. Кроме того, имеются существенные различия между персидским и богооткровенным учением о бесплотных духах.

    1. Религия персов дуалистична, и, соответственно, добрые Ангелы происходят от доброго начала (Ормузда), а злые - от злого (Аримана). Библия же учит, что Единый Бог все сотворил "весьма хорошим", и только впоследствии часть Ангелов пала по своей воле.

    2. Духи персов двуполые, как и люди. По библейскому же учению. Ангелы бесплотны и не разделяются по половому признаку.

    3. Если персы поклонялись Ангелам так же, как Ормузду, то евреям всякое поклонение Ангелам было запрещено.

    Столь же неприемлемо мнение рационалистов, что Христос и Апостолы, говоря об Ангелах, только приспосабливаются к народным верованиям. Это было бы несообразно со святостью Спасителя и высотой Его учения. В Его устах не было лжи. Христос - воплощенная Истина.

    Вразумляя саддукеев, отвергавших Воскресение и бытие Ангелов, Господь говорит: "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо в Воскресении ни женятся, ни замуж выходят, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах" (Мф. 22:29-30).

    Если в Послании к колоссянам Апостол и предупреждает от чрезмерного или неправильного почитания Ангелов (Кол. 2:18), то в этом же Послании он перечисляет некоторые степени ангельской иерархии, созданной Сыном (Кол. 1:16), не оставляя сомнений в действительном бытии ангельского мира.

Происхождение Ангелов

    В Символе веры мы исповедуем Бога Творцом мира видимого и невидимого. Апостол Павел также пишет, что Сыном Божиим создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли. Начальства ли. Власти ли - все Им и для Него создано (Кол. 1:16). Еще древние отцы Церкви, вопреки ложным гностическим теориям об Ангелах, как порождениях Божественной природы, совершенно ясно учили об их тварности.

    Откровение не говорит определенно о времени сотворения бесплотных сил. Однако имеются косвенные указания, что они были сотворены прежде человека и прежде вещественного мира. Так, в образе змия праотцов искушал не кто иной, как падший ангел (Быт. 3). Таким образом, ко времени создания прародителей ангельский мир не только существовал, но в нем уже совершилось отпадение от Бога некоторых Ангелов. В книге Иова сказано, что когда еще только полагалось основание земли, то Ангелы Божии восклицали от радости, прославляя всемогущество Творца (Иов 38:6-7). И если земля поначалу была не устроена, безвидна и пуста, то духовное небо не нуждалось в устроении, ангельский мир сразу был создан упорядоченным.

    Святые отцы также учат, что Ангелы были сотворены прежде вещественного мира. Святитель Григорий Богослов пишет, что "Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные Силы; и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Поскольку же первые твари (Ангелы) были благоугодны, то измышляет другой мир - вещественный и видимый" (Св. Григорий Богослов. Слово 38 // Творения. Т. 3.). Святой Иоанн Дамаскин высказывает ту же мысль: "...Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом - чувственную и после уже из той и другой сущности - человека" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III С. 191.).

Природа Ангелов

А. Бесплотность

    В Писании Ангелы именуются духами (Евр. 1:14). Апостол Павел относит их к миру невидимому (Кол. 1:16), что также указывает на духовность их природы. О бесплотности Ангелов ясно учит Сам Христос. По Своем Воскресении Он явился ученикам, которые устрашились Его явления, приняв Его за духа. Но Он сказал: "Что смущаетесь... посмотрите на руки Мои и на ноги Мои... осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лк. 24:38-39). То есть духи не имеют не только грубого земного тела, но даже такого легкого, всепроникающего, прославленного тела, которое имел Воскресший Спаситель и которое будут иметь святые в Будущем Веке.

    В Писании Ангелы всегда изображаются в каких-либо чувственных, чаще всего в человеческих, образах. Это, однако, не говорит об их телесности. Сам Бог неоднократно в Ветхом Завете являлся в подобных же чувственных образах (три странника, купина, облако, Ангел и т.д.), потому что Бог временно может принимать любые формы, чтобы стать видимым. То же самое святые отцы говорят об Ангелах. "Ангелы, являясь, по воле Божией, достойным людям, являются не такими, каковы (они) сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их", - пишет святой Иоанн Дамаскин (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2, Гл. III. С. 190.).

    Таким образом, ангельские языки, многоочитость и крылатость - это только символы свойств ангельской природы, их духовной проницательности и стремительности. Тела, в которых они являлись людям, им не принадлежат, но принимаются ими временно по воле Божией. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что тварная природа ангельского мира для нас не постижима: "Один только Творец знает вид и определение этой (ангельской) сущности" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2, Гл. III. С. 189.). Неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу. Возможно, что каждый из них - особое творение Божие, особый духовный мир.

    Итак, Ангелы суть чистые, или бесплотные, духи. Но какова их природа по отношению к Богу? Допустимо ли считать их такими же абсолютными и совершенными духами, как Сам Бог? Конечно, нет. Духовность Ангелов, как тварных существ, безусловно, ограниченна и конечна. Древние отцы и учители Церкви почти все объединяются в мысли, что Ангелы имеют только сравнительно с человеком бесплотную и духовную природу. Одни из отцов и церковных писателей - святой Иустин Философ, Тертуллиан, Ориген, святитель Мефодий Патарский и святитель Василий Великий - говорили о телесности Ангелов на том основании, что все тварное не чуждо некоторой вещественности. Эту ангельскую телесность они понимали, однако, в особом, высшем, смысле. Они говорили, что Ангелы не имеют ничего общего с видимыми, чувственными телами, но обладают природой безвидной и эфирной. Другие святые отцы - Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин - считали, что Ангелы совершенно бестелесны. Однако и они все же допускали в Ангелах некоторую вещественность. Так, святой Иоанн Дамаскин пишет: "Бестелесным и вещественным называется Ангел только по сравнению с нами, ибо в сравнении с Богом единым, несравненным все оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и бестелесно" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III.). Отцы VII Вселенского Собора в подтверждение положения о допустимости изображать на иконах Ангелов указывали, что один только Бог бестелесен и невидим. "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых, они неоднократно являлись и были видимы" (Еп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия Т. 3. С. 168.). Отцы не уточнили, временно или постоянно носят Ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность Ангелов относительна, что Ангелы являлись людям, а потому они в определенном смысле изобразимы.

    Будучи бесплотны, Ангелы свободны от телесных потребностей. Они не нуждаются в вещественной пище, хотя иногда Библия изображает их вкушающими ее. Святой Иустин Мученик учит, что Ангелы, подобно огню, могут уничтожать предложенные им яства. Так Ангел говорит Товиту: "Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил - только взорам вашим представлялось это" (Тов. 12:19). Правда, Писание называет манну, посланную с небес для насыщения евреев в пустыне, "хлебом ангельским" (Пс. 77:25), но эти слова не следует понимать буквально. Манна служила для питания тела, а вместе с ней подавалась благодать для питания души (Св. Афанасий Великий. Беседы на псалмы //Творения. Т. 4. С. 265.). Эта же благодать поддерживает жизнь ангельского мира.

    Ангелы не рождают себе подобных. Христос говорит, что в Воскресении "ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах" (Мф. 22:29-30). Ангелы не "имеют нужды в браке, так как они не суть смертны", - пишет святой Иоанн Дамаскин (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III. С. 190.). Так как они не могут размножаться, то были сотворены все сразу одновременно, и в таком множестве, что они превосходят, по мысли святителя Иоанна Златоуста, всякое число (Настольная книга священнослужителя. М., 1986. Т. 5. С. 263.).

    В некоторых апокрифах говорится о браке между Ангелами и женщинами. В книге Еноха текст из книги Бытия, где сказано о браках "сынов Божиих" с "дочерями человеческими" (Быт. 6:4), толкуется как сообщение о нечестивом "смешении женской крови с ангельским огнем". Однако отцы Церкви отвергают подобное толкование и считают, что здесь речь идет о браках между сифитами и каинитами. Впрочем, отдельные христианские писатели, в частности, Тертуллиан, святой Иустин Философ, Климент Александрийский, считали возможным союз падших ангелов и женщин. Тертуллиан писал, что сила женской прелести такова, что может соблазнить не только демонов, но и Ангелов (видимо, в этом смысле он понимал слова Апостола Павла: "Жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов" (1 Кор. 11:10).

    Мнение о возможности брачных отношений человека с богами (то есть демонами) было очень распространено в язычестве. В культах Ваала, Диониса, Астарты и других встречается огромное количество богов-отцов и матерей, богов любви, которые вступают в брак между собой и людьми. Так называемая священная проституция, практиковавшаяся в языческих храмах, олицетворяла отношения божеств (Словарь библейского богословия. Стб. 1145.). Не случайно в Ветхом Завете Бог клеймит ритуалы язычников, называя идолопоклонство блудодейством (Исх. 34:15; Ис. 1:21). Когда Апостол Иуда в своем Послании сообщает об Ангелах, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище (1:6), то здесь не следует искать намека на какой-то демонический брак, но надо разуметь отпадение части Ангелов от Бога.

Б. Отношение к пространству и времени

    Ангелы бесплотны и, следовательно, не занимают места в пространстве. Они молниеносно передвигаются, и для них не существует препятствий. "Они не удерживаются ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями" и могут временно принимать различные пространственные образы. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что, будучи небесными умами, они находятся в местах, "постигаемых только умом, не телесным образом будучи описуемы (ограничены), - ибо по природе не имеют вида, как тела, и троякого измерения, - но духовно присутствуют там, где им поведено, и не могут в одно время быть и действовать здесь и там... Когда они находятся на Небе, их нет на земле, и, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на Небе". Иначе говоря, Ангелы не вездесущи, то есть в известном смысле они все же ограничены в пространстве (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III С. 190.). Ибо они не содержат всего мира, но сами находятся в нем, будучи соответствующим образом ограничены сотворившим их Богом (Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. С. 357.).

    Им принадлежит бессмертие. Писание учит, что они умирать не могут (Лк. 20:36). Однако Ангел, по мнению святого Иоанна Дамаскина, "бессмертен не по природе, но по благодати (по дару), ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С. 189.). Святитель Григорий Палама, напротив, считает Ангелов бессмертными по природе так же, как и человеческие души. Именно в силу их бессмертия возможны вечные муки. Вечность ангельского мира - вечность тварная, имевшая начало. Ангелы были сотворены в первое мгновение сотворения мира, "в начале", на грани между временем и вечностью. "Из этой мгновенной временности, - пишет В. Лосский, - они вышли для вечной хвалы и служения или же бунта и ненависти. В тварной вечности существует некий процесс, потому что ангельская природа может непрестанно возрастать в стяжании вечных благ, но это совершается вне временной последовательности" (В. Лосский. Догматическое богословие. С. 151.). "Все временные существа получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен... и Ангелы, эти бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму" (Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лестница. Слово 26, п. 152. С. 203.). Такого рода изменчивость ангельской природы связана с определенной, хотя и неизвестной нам временностью (Еп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия Т. 3. С. 172.).

В. Совершенство Ангельской природы

    Ангелы сотворены по образу и подобию Божию. Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Творец Ангелов, приведший их из не-сущих в бытие, создал их по образу Своему бестелесными, разумными и свободными" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. Ш. С. 188-189.). Святитель Григорий Палама учит, что по подобию Божию мы значительно умалены, и в особенности теперь, от Ангелов (Цит. по: архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. С. 358.). В отличие от нас, они всегда непосредственно причащаются Божественного Света, а уподобление Богу и происходит через озарение Его благодатью. По благодати и сиянию, по единению с Богом Ангелы превосходнее людей. Потому они и называются - вторые сияния, служители Высшего Сияния, вторые светы, отблески Первого Света, умные силы и служебные духи. "Ангел есть некое истечение (струя) Первого Света и причастие Его. И божественные умы, круговращаясь, соединяются с безначальным и бесконечным осиянием красоты и блага. Сам Бог есть Свет... И то, чем солнце является для чувственных существ, то для умных сил есть Бог" (Цит. по: архим. Киприан (Керн). Указ. соч. С. 357-358.). Называя святых Ангелов "струей Божества", не следует в пантеистическом смысле отождествлять их с некоей частью сущности или энергии Божией. Как и все существующее, Ангелы сотворены "из ничего" мановением Божественной воли. Сущность их тварна, но они обильно насыщаются Божественной благодатью и передают ее остальному творению, поэтому по причастию благодати именуются в богословии "реками Божественной Благости". Они созерцают Божество "насколько это для них возможно, и это служит им пищей", - пишет святой Иоанн Дамаскин (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III. С. 190.). Он же дает определение Ангелу: "Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III. С. 189.). Вслед за святым Иоанном Дамаскиным, святитель Григорий Палама учит, что Ангелы как бесплотные органов чувств не имеют. "Добрые Ангелы, - пишет он, - имеют ведение чувств, но воспринимают это не чувственной и природной силой, а познают это боговидной силой (т.е. по благодати), и от этой силы ничто из настоящего, прошедшего или будущего укрыться не может" (Цит. по: архим. Киприан (Керн). Указ соч.).

    Обладая разумом и свободной волей, Ангелы могут преуспевать в добре или уклоняться к злу. Впрочем, святые Ангелы, пишет Дамаскин, "неудобопреклонны к злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны - не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С. 190.). Они свободно избрали путь прославления Бога, служения Ему, что является средством совершенствования их природы.

    Их мудрость представляется в Писании образцом для человека (2 Цар. 14:20). Они имеют ум более тонкий, гибкий и широкий, чем человек. Ангелам света чужды зависть и гордость. Они исполняются радости по случаю раскаяния каждого грешника (Лк. 15:10). Ангелы наделены могуществом и силой. По словам Апостола Петра, силой и крепостью они превосходят все земные начальства и власти (2 Пет. 2:11). По повелению Божию они могут совершать необычайные действия. Так, Ангел, сойдя с небес к гробу Воскресшего Спасителя, произвел великое землетрясение (Мф. 28:2). В одну ночь Ангел избил 185-тысячное ассирийское войско (4 Цар. 19:35).

    Несмотря на свое совершенство, ангельская природа, будучи тварной, ограничена во всех отношениях. Ограниченность их разума не позволяет Ангелам познавать глубины Существа Божия (1 Кор. 2:11). Они не обладают всеведением, не знают будущего, если его не откроет им Сам Бог. Например, им неизвестен день и час Второго Пришествия (Мк. 13:32; Ис. 44:7). Для них не постижима до конца тайна Искупления, в которую они желали бы проникнуть (1 Пет. 1:12). Сокрыты от них, в известной мере, и помышления человеческих сердец (3 Цар. 8:39; Иер. 17:9). Иногда они предсказывают будущее, но не в силу собственного ведения, а по откровению свыше. Будучи бестелесны и свободны от телесных страстей, они "не бесстрастны", то есть не вполне свободны от духовных страстей, "ибо бесстрастно одно только Божество", - пишет святой Иоанн Дамаскин (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III. С. 191.). В книге Иова сказано, что Бог не только в людях, но и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов 4:18). Их воля и могущество ограничены их природой. Они не могут своей силой сотворить никакого чуда, если не получат повеления от Бога, Который один творит чудеса.

    Лаодикийский Собор своим 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание как служителей Святой Троицы. Празднование 8 ноября (21 ноября по н.ст.) установлено не случайно. Ноябрь - девятый месяц (В момент установления праздника церковный год начинался 1 марта), что символически указывает на девять чинов небесной иерархии. Восьмой день указывает на будущий Собор всех Небесных Сил в день Второго Славного Пришествия Христова. Когда окончится это время, исчисляемое седмицей, тогда "придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним" (Мф. 25:31) (Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. 2. С. 254.)

Число Ангелов

    Ангельский мир представляется в Священном Писании необычайно великим. Так, патриарх Иаков, увидев Ангелов, сказал: "Это ополчение Божие" (Быт. 32:1-2). Пророк Даниил созерцал в откровении, как тысячи тысяч, то есть миллионы Ангелов служили Ветхому Деньми (Дан. 7:10). Многочисленное воинство Небесное славословило рождение Спасителя мира (Лк. 2:13) и т.д.

    Мысль о бесчисленности Ангелов некоторые святые отцы поясняли с помощью евангельской притчи о потерянной овце. Если все падшее человечество, по словам святителя Кирилла Иерусалимского, - это только одна заблудшая овца, то 99 незаблудших овец - святые Ангелы. "Населяемая нами земля, - пишет он, - есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему окружающее ее небо столь же большое имеет число обитателей, насколько больше пространство; а небеса небес содержат их необъятное число. Если написано: тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли Ему (Дан. 7:10), - это не потому, чтобы такое было число Ангелов, но потому, что большего числа пророк изречь не мог" (Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. 2. С. 254.).

Ангельская иерархия

    Бог сразу создал различные роды ангельских сил. Различие между ними в природе не было результатом разной степени "охлаждения" Ангелов в любви, как учил Ориген. Дионисий Ареопагит привел в систему церковное учение о девяти ангельских чинах. Он пишет, что Горний мир имеет иерархическое строение, так как не все ангельские чины в равной мере приемлют божественное просвещение. Низшие чины приемлют просвещение от высших. Ангельский мир есть единое целое и, вместе с тем, - лестница. Все Ангелы в известной мере причастны Божеству и сообщаемому от Него Свету (Флоровский Г., прот. Византийские отцы V-VIII вв. С. 112.), но степени их ведения и совершенства неодинаковы.

    Ангельская иерархия состоит из трех триад. Первая, высшая, это - Серафимы, Херувимы и Престолы. Все они находятся в ближайшей и непосредственной близости к Богу, "как бы в преддвериях Божества", у самого Троического святилища. Им доступно прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Они живут в неизреченном озарении, созерцают Бога в ярком свете.

    Шестокрылые Серафимы (евр. - пламенеющие, огненные), о которых говорится только у пророка Исайи (Ис. 6:2), пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

    Херувимы (евр. - колесницы) - духовные существа, которых пророк Иезекииль видел в образах человека, вола, льва и орла (Иез. 1). Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. Херувимы предстоят престолу Божию (Откр. 4:6-7). Они являются духовной колесницей Всевышнего (Иез. 1:10), поэтому Бог именуется седящим на херувимах (1 Цар. 4:4).

    Херувим охранял вход в рай (Быт. 3:24). Изображения двух Херувимов осеняли Ковчег завета, место непосредственного присутствия Божия (Исх. 25:18-20). Царь Тирский, символизирующий, по мнению святых отцов, сатану, назван херувимом осеняющим (Иез. 28:14), что указывает на первоначальную близость его к Богу.

    Многоочитые Херувимы, по словам Дионисия Ареопагита, сияют светом богопознания. Они ниспосылают премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам. Они суть "реки премудрости" и "места Божия успокоения"; отсюда некоторые из Херувимов именуются "Престолами", поскольку на них не чувственно, а духовно, особым обилием благодати почивает Сам Бог (Диониой Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 7, § 1,2 М,1845.С.25-29).

    Среднюю иерархию составляют: Господства, Силы и Власти.

    Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Они учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, побеждать искушения. Силы (1 Пет. 3:22) творят чудеса и ниспосылают благодатъ чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Они помогают людям в несении трудов, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от нас бесовские искушения, оберегают подвижников, помогают им в борьбе со злыми помыслами. Им принадлежит также власть над силами природы, например, ветра и огня (Откр. 8:7).

    В низшую иерархию входят: Начала, Архангелы и Ангелы.

    Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их деятельность к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы и племена. Они учат земные начальства исполнять свои обязанности не ради выгод и личной славы, а во всем искать славы Божией и пользы ближних.

    Архангелы (1 Фес. 4:16) благовествуют о великом и преславном. Они открывают тайны веры, пророчества и волю Божию людям, то есть являются проводниками Откровения.

    Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют в добродетелях и святой жизни. Они охраняют верных, удерживают нас от падений, восставляют падших.

    Святитель Дионисий Ареопагит сознает несовершенство такой систематизации. Он пишет: "Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя" (Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 6, § 1. С. 24.).

    Подобным образом рассуждает и Блаженный Августин: "Что есть Престолы, Господства, Начала и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую и что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы они и в чем различаются между собой, не знаю".

    Некоторые святые отцы считают, что перечисленные девять чинов далеко не охватывают все существующие ангельские чины, имеются и другие, которые откроются лишь в Будущем Веке (Еф. 1:21).

    Известный православный богослов протоиерей Иоанн Мейендорф считает, что для христианской традиции иерархическая структура ангельского мира, предложенная Дионисием Ареопагитом, представляет большие неудобства. "Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, Серафим в книге пророка Исайи является непосредственным посланником Бога (в системе Дионисия Серафим должен был бы использовать нижележащую иерархию). Церковь чтит Архангела Михаила как главу Небесного воинства (в Послании Апостола Иуды он сражается с сатаной), однако в системе Дионисия архангельский чин - один из низших в небесной иерархии". Это было замечено святыми отцами, поэтому они принимали иерархию Дионисия с оговорками. Так, святитель Григорий Палама утверждает, что Воплощение Христа нарушило первоначальный порядок: в нарушение всех иерархических рангов Бог послал Архангела Гавриила, то есть одного из низших Ангелов, объявить Деве Марии благую весть о Воплощении. Отражая ту же мысль, песнопения праздников Вознесения и Успения провозглашают, что Ангелы удивились тому, что человеческая природа Христа и Богоматери "восходит от земли на небо" совершенно независимо от ангельской иерархии (Прот. И.Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985. С. 291-292.).

    Итак, следует иметь в виду, что классификация Небесных Сил Дионисия Ареопагита достаточно условна и схематична, она неспособна удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения и явления духовной жизни. Например, если строго следовать схеме Дионисия, то наше общение с Богом возможно только через Ангелов. Однако в Священном Писании сколько угодно примеров общения людей с Богом без посредства Ангелов.

АРХАНГЕЛЫ

     В канонических книгах Библии упоминаются всего два имени Архангелов:

    1)Михаил (с евр. - "кто как Бог"; Дан. 10:13; Иуд. 1:9) - Архистратиг бесплотных Сил.

    2)Гавриил (с евр. - "муж Божий"; Дан. 8:16; Лк. 1:19) - служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.

    Четыре имени встречаются в неканонических книгах:

    3)Рафаил (с евр. - "помощь Божия"; Тов. 3:16) - целитель недугов.

    4)Уриил (с евр. - "огонь Божий"; 3 Езд. 4:1) - служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.

    5)Селафиил (с евр. - "молитва к Богу") - служитель моления, научающий молитве.

    6)Иеремиил (с евр. - "высота Божия"; 3 Езд. 4:36).

    Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах:

    7)Иегудиил (с евр. - "хвала Божия") - помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию.

    8) Варахиил (с евр. - "благословение Божие") - служитель Божиих благословений.

    Существует мнение, что семь из них предстоят престолу Божию. В этом смысле трактуются следующие слова из Откровения Иоанна Богослова: "Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его" (Откр. 1:4). Это, конечно, довольно условное толкование. Точный смысл этого текста от нас сокрыт.

    Существуют молитвы с прошениями к каждому из Архангелов соответственно их служению.

    1. Святый Архангеле Михаиле, победителю, победи страсти моя.

    2. Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий, возвести мне час смертный.

    3. Святый Архангеле Рафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя.

    4. Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя.

    5. Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прослави мя добрыми делами.

    6. Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне, грешнем.

    7. Святый Архангеле Варахииле, благословителю, благослови мя, грешнаго, всю жизнь провождать в душевном спасении.

    8. Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, сохрани душу мою грешную.

    9. О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святии, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь.

Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие

http://www.na-gore.ru/articles/angelskiy_mir.htm