АДВЕНТИЗМ: ИСТОРИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЯ. ДИСПУТ О СУББОТЕ. Миссия в инославной среде. Беседа 4-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О том, можно ли библейский день приравнивать к году; какое значение для христиан имеет суббота и что такое субботство; правомерно ли празднование воскресения заменять на субботу, как это делают адвентисты седьмого дня, и как вести с ними диспут о субботе, в очередной лекции-беседе рассказывает сектовед Андрей Иванович Солодков.

Уильям Миллер представляет расчёты даты конца света
Уильям Миллер представляет расчёты даты конца света

В прошлых беседах мы говорили об отношении к инославным, о создании центра реабилитации пострадавших от сектантского заблуждения, о периоде реформаторства в Европе, о возникновении анабаптистского движения. В последней лекции кратко рассмотрели возникновение и историю баптизма, а также методику диспута о Священном Предании и Церкви.

Сегодня остановимся на некоторых аспектах возникновения и истории заблуждения такого явления, как адвентизм, и его трансформации в движение адвентистов седьмого дня (далее АСД).

В ложном ожидании Христа

«Вечер и утро» в Библии – всегда один день. Ошибочно считать это за год, как делают вслед за У. Миллером адвентисты

Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) возник в начале XIX века в Америке и был надконфессиональным явлением. Возглавил его некий Уильям Миллер, отставной военный, принадлежавший к баптистской общине. Изучаю Библию, он особое внимание уделял пророческим книгам, таким как Книга пророка Даниила и Откровение. Полагаясь в своих исследованиях лишь на собственный разум и пытаясь понять тексты Библии о пророчествах Второго пришествия Христа, он впал в заблуждения и начал вычислять время Второго пришествия Спасителя и год конца света. Миллер провозглашал о пришествии Христа трижды: в первый раз – весной 1843 года, во второй раз – весной 1844-го и в третий – осенью этого же года. Эти даты Миллер вычислял, исходя из пророчества Даниила, в котором говорится о восстановлении разрушенного Иерусалимского храма: «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8: 14). «Вечер и утро», по мнению Миллера, – это не сутки, а год. Таким образом, он решил, что через 2300 «вечеров и утр» – не дней, а лет – и будет конец света и пришествие Христа, о чем он и заявил.

Читая Библию, Миллер то ли не видел, то ли игнорировал слова Христа: «не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25: 13). Возможно, в своем буквоедстве он рассуждал так: если никто не знает ни дня, ни часа, то год и месяц предсказать можно.

Теперь оставалось только найти историческую дату, связанную с возобновлением богослужения в Иерусалимском храме, от которой вести отсчет, – и Миллер этот год нашел. Он взял 457 год до Р.Х. – год указа царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалимского храма, – прибавил 2300 лет – и получил 1843 год.

Поверившие Миллеру раздали свое имущество, бросили учиться и работать, фермеры не стали засевать поля… Они ждали Христа. Но, конечно, ничего не произошло. Тогда Миллер заявил, что он мог ошибиться на год, и назначил другую дату – 1844 год, 21 марта. Но и в этот день Христос не пришел. Миллер впал в уныние, его адепты разошлись по домам. Однако на этом все не закончилось.

Друг и последователь Миллера С. Сноу, гуляя по лесу и размышляя, вдруг понял, что Миллер вовсе не ошибся: Христос придет через полгода. Он вспомнил, как в 25-й главе Евангелия от Матфея говорится, что жених замедлил на полдня: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25: 5–6). А раз день – это, как учил Миллер, год, то половина суток – это полгода. Так возникает третье предсказание пришествия Спасителя: 1844 год, осень. Если бы Сноу соизволил прочитать дальше эту главу, он бы увидел тот самый текст, который не хотел замечать Миллер: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25: 13). Но, видимо, и Сноу так хотелось поверить в свою правоту, что он тоже «не заметил» этих слов.

Несмотря на то, что современные АСД говорят: движение миллеритов – это не совсем начало адвентистского движения, тем не менее расчеты Миллера, связанные со 2300 «вечеров и утр», при которых день понимается как год, они не отвергают. Позже их «пророчицей» Еленой Уайт будет заявлено, что Миллер не ошибся в своих расчетах, просто он перепутал не время пришествия Христа, а место, куда Он должен прийти. Христос, по мнению адвентистов, в 1844 году должен был прийти не на землю – Он вошел на небе во «святое святых». До сих пор в учении АСД доктрина о «небесном святилище» базируется на этих ложных вычислениях, которые считаются истинными.

День или год?

Таблица Миллера
Таблица Миллера

Рассмотрим, в чем здесь заблуждение.

Такое понимание – «день = год» – действительно встречается неоднократно в пророческих книгах Библии, предсказывающих будущее. Но дело в том, что, когда, например, пророк Даниил указывал, что «день» надо понимать как «год», он прибегал к другому слову – седьмины.

Читаем: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9: 24–27).

В этом пророчестве весь промежуток времени от указа о восстановлении Иерусалима до утверждения Нового Завета и вторичного разрушения этого города разделяется на три периода. Сроки каждого периода исчисляются в седьминах лет, то есть в семилетиях. Семь есть священное число, символически означающее полноту, законченность. Смысл данного пророчества такой: для народа иудейского и для святого города определено семьдесят седьмин (70 х 7 = 490 лет), пока не придет Святой святых (Христос), Который изгладит беззакония, принесет вечную правду и исполнит все пророчества. Началом этих седьмин послужит издание указа о новой постройке Иерусалима и храма, окончанием – повторное разорение обоих. По порядку событий эти седьмины подразделяются следующим образом: в продолжение первых семи седьмин (то есть 49 лет) будет возобновлен Иерусалим и храм. Потом, к концу последующих 62 седьмин (то есть 434 лет) придет Христос, но пострадает и будет предан смерти. Наконец, в течение последней седьмины будет утвержден Новый Завет, и в половине этой седьмины прекратятся обычные жертвоприношения в Иерусалимском храме, а в святилище будет мерзость запустения. Тогда придет народ, управляемый вождем, который разрушит святой город и Храм.

Когда речь идет о седьминах, то пророк всегда имеет в виду 7 лет, то есть здесь применяется принцип «день» за «год». Но слова: «И был вечер, и было утро: день один»; «И был вечер, и было утро: день второй» и т.д., которые мы встречаем в главе 1 Книги Бытия, указывают именно на дни творения, а не на годы, во что верят и современные адвентисты – то есть в буквальные дни творения мира. В Дан. 8: 14 мы встречаем то же самое словосочетание, что и в Книге Бытия о «шестодневе»: «на две тысячи триста вечеров и утр». Как в Книге Бытия дни творения «вечер… утро» – «ἑσπέρα καὶ... ἡμέρα» – это день (Быт. 1: 5), так и здесь у пророка Даниила «2300 вечеров и утр» – «ἑσπέρας καὶ… ἡμέραι» – это дни, а не годы.

По истолкованию отцов Церкви, в данном пророчестве содержится указание на конкретные дни – а не годы, как рассчитал Миллер, – во время которых будет продолжаться осквернение Храма, совершенное Антиохом Епифаном. «По причине умножения грехов народа Божия Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукой Антиоха вразумить их», – пишет об этом преподобный Ефрем Сирин.

Читаем: «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» (1 Мак. 1: 54). В 169 году до Р.Х. Антиох напал на Иерусалим и осквернил Храм. Об этом было предсказано в пророчестве Даниила: «и поругано было место святыни Его» (Дан. 8: 11). Именно за это нечестие, согласно пророчеству, и должна была простираться власть Антиоха над иудеями на «две тысячи триста вечеров и утр» (Дан. 8: 14), или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу: «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста». «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев».

Кончина царя Антиоха последовала в 164 году до Р.Х. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Итак, в продолжение такого числа дней [речь о 2300 вечеров и утр] Антиох будет владычествовать над Иудеями, а потом правда Божия препобедит его, внезапно поразив его на обратном пути с востока». Если к началу этих бедствий – нападению Антиоха Епифана в 169 г. до Р.Х. на Иерусалим и осквернению им Храма – прибавить шесть лет, то как раз и получится дата смерти Антиоха – 164 год (до Р.Х.).

Адвентизм сегодня

Елена Уайт
Елена Уайт

Движение адвентизма вовлекло в себя сотни тысяч последователей во многих штатах Америки, но наступила последняя дата ошибочного предсказания, пришествие Христа не состоялось, ожидания поверивших Миллеру не оправдались. Последующее время названо адвентистами «великим разочарованием». Ульям Миллер и тысячи его сторонников перестали доверять библейскому откровению, потерпев крушение веры. Так основание веры на доверии одному человеку, полагавшемуся самонадеянно на свой рассудок в исследовании Библии, привело к безверию многих.

Тем не менее были и те, кто настолько уверовал в ошибки Миллера, что не хотел расставаться с его заблуждениями. Среди них была и молодая девушка из методистской секты Елена Уайт. Я выше уже упоминал, как она оправдала Миллера, заявив, что тот не ошибся в своих исследованиях, но лишь неправильно их представил: Христос, по ее мнению, в 1844 году вошел в небесное святилище, и с этого времени начался суд на небе. Так ложная теория «день за год» утвердилась у адвентистов.

Конечно, никто из них не мог проверить, так ли все произошло, как писала Елена Уайт. Но она уверяла, что так, ибо сама «побывала на небе». И те, кто хотел в это верить, верили «пророчице».

С этого времени адвентизм начинает свою трансформацию в АСД. Елена Уайт получает, как она об этом заявляла, от Бога различные указания, в частности о необходимости почитать субботу, а не воскресный день и учение о верном остатке, главным признаком которого является опять же суббота, от почитания которой отступили якобы все христиане в угоду языческому поклонению Богу в воскресный день.

Современные адвентисты верят, что Е. Уайт – пророчица. Она написала множество книг, которые сформировали 28 доктринальных заблуждений адвентистов седьмого дня.

В Россию адвентизм проник фактически тем же способом, что и баптизм, в конце XVIII – начале XIX века: из Америки в Европу, из Европы на Западную Украину, из Украины на Кавказ, далее в Крым и южные окраины России. «По состоянию на 2012 год адвентистов в мире насчитывается 17 881 491 человек, из них в странах бывшего Советского Союза – 126 191 человек, в Российской Федерации – 37 359 человек. Наибольшее количество адвентистов на территории бывшего советского пространства находится на Украине – 54 222 человека, что составляет примерно 43% от общего количества адвентистов на территории бывшего СССР», – указывает Википедия. В России АСД имеют свое высшее учебное заведение в п. Заокском Тульской области.

Воскресенье и суббота Ветхого Завета

Воскресение Христово
Воскресение Христово

Одной из центральных доктрин АСД является почитание субботы. Елене Уайт было якобы открыто, что это своеобразная печать, которая отличает «верных» Христу последователей. Диспут на эту тему будет весьма полезным для адвентистов и, возможно, поможет увидеть всю несостоятельность их аргументов, обосновывающих отрицание празднования воскресного дня. Ранее, в предыдущих лекциях-беседах, уже было сказано – и хотелось бы снова повторить: диспут – это попытка донести до заблуждающихся неповрежденное Евангельское благовестие, попытка достучаться до сердец искренне верующих людей, часто по недоразумению оказавшихся на стране далече.

Суббота в Православии почитается: в память того, что Бог – Творец этого мира. А воскресенье – празднуется

Также уже говорилось в одной из предыдущих бесед, что многие протестанты и неопротестанты, и адвентисты в том числе, протестуют против католических догматов, которые автоматически приписывают и Православию. Говоря о почитании субботы, следует подчеркнуть: Православная Церковь не переносила ее на воскресный день. Суббота в Православии почитается, а воскресенье – празднуется. Суббота почитается нами в память того, что Бог – Творец этого мира.

Сказано: «не делай в оный (день) никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20: 10–11). Вот почему была дана заповедь о покое в субботний день. И еще для Израиля Ветхого Завета сказано: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5: 15).

Но тем, кто уверовал во Христа, апостол Павел пишет: «Кто во Христе, тот новая тварь (творение); древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). И это пишет апостол Павел, иудей из иудеев, отлично знающий традицию иудаизма и в чем смысл почитания субботы!

«Се, творю все новое» (Откр. 21: 5), – сказано в Откровении. Вечность с Богом начинается здесь, в этой жизни; те, кто во Христе, – «новое творение». В отличие от ветхозаветного Израиля, Христос Свой народ, уверовавший в Него, – новозаветный Израиль – вывел из дома рабства в день воскресный – Своею смертью и Воскресением после победы рабства греху на Кресте. Христос – Бог-Слово – θεòς ἠ̃ν ὁ λόγος – не перстом на скрижалях Ветхого Завета, не прописной буквой на бумаге в Евангелии, а Кровью Голгофского Креста в воскресный день дал новозаветному Израилю день для празднования и поклонения.

Покой – суббота – не отменен, но он теперь во Христе, «ибо древнее прошло»

Христос устанавливает новый покой в Самом Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 28–29). Христос – наш покой и наша истинная суббота. Потому апостол и пишет: «Для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4: 9). Заметим: апостол не говорит «суббота» – время от заката солнца в пятницу и до заката в субботу, – но: субботство. Таким образом, покой – суббота – не отменен, но он теперь во Христе, «ибо древнее прошло» (2 Кор. 5: 17), «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководствомдетоводителя» (Гал. 3: 24–25). Совершил свое служение детоводитель и ввел в покой Христов.

Проблема адвентистов в том, что они не различают событий, описанных в Библии до Воскресения Христа и после. Они часто ссылаются на тексты, в которых говорится, что и Господь по заповеди оставался в покое в субботу, и ученики Его. Всё верно. До Воскресения Христа соблюдать воскресный день не было смысла, но после того, как Христос воскрес, уже в Деяниях Апостолов говорится, что христиане собирались в первый день недели – в воскресенье: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба…» (Деян. 20: 7).

Также и в других текстах говорится, как Господь, воскресши, явился в первый день недели женам-мироносицам (см.: Мф. 28: 1, 9), Марии Магдалине (см.: Мк. 16: 9), апостолу Петру (см.: Лк. 24: 34), Клеопе и Луке (см.: Лк. 24: 13–32), одиннадцати без Фомы (см.: Ин. 20: 19) и одиннадцати с Фомой (см.: Ин. 20: 26). Псалмопевец Давид под наитием Святого Духа восклицал пророчески о дне воскресном: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!» (Пс. 117: 21–25).

Господь говорит «сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31: 13). То есть Господь заключает завет на те века, пока сохранятся роды Израиля, а сохранялись они 16 с лишним веков, пока не пришел Христос, Который вместо древнего Израиля, известного по родам, учредил новое общество истинно верующих в Него. Прежде народом Божиим были все родившиеся по плоти от Авраама, а теперь Христос «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1: 12–13).

Можно ли было отменять то, что установлено навеки? Можно. Так и обрезание было учреждено как «завет вечный» (Быт. 17: 7), но ветхозаветное обрезание в Новом Завете заменено христианским крещением: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2: 11), а ветхозаветная суббота стала новозаветным субботством во Христе Воскресшем в воскресенье.

Среди христиан в апостольские времена тоже появлялись такие же иудействующие, которые тоже хотели сбить других с пути истины и склонить к исполнению закона Моисеева. Когда же христиане отказывались праздновать субботу и исполнять другие постановления древнего закона, то еретики укоряли их за это. Апостол Павел пишет по этому поводу следующее: «Никто да не осуждает вас за пищу (что вы не делите ее на чистую и нечистую, как в Лев. 11. – А.С.), или питие, или за какой-нибудь праздник (см.: Исх. 23: 15; Лев. 23. – А.С.), или новомесячие (см.: Чис. 10: 10. – А.С.), или субботу; это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол 2: 16–17). То есть все перечисленное апостолом было тенью, предзнаменованием Христа и Его дела, а теперь все это уже исполнилось.

«Можно в субботы делать добро»

Андрей Иванович Солодков
Андрей Иванович Солодков

Даже до Светлого Воскресения Христос неоднократно действием и словом давал понять Своим ученикам и фарисеям и книжникам, что обрядовое почитание субботы упраздняется и не «вливают вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9: 17).

У Иисуса Христа было собственное понимание субботы, отличное от раввинского, и это не могло не вызывать нападок на Него. Рассмотрим эти события.

«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда» (Мф. 12: 1–14).

Из этого текста очевидно: «в субботу можно делать добро», то есть любое доброе дело на благо ближнему.

И еще:

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13: 10–17)

Христос исцеляет в субботу, фарисеи негодуют, а народ, следовавший за Ним, – радуется «о всех славных делах его».

И еще:

«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.

Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Ин. 5: 1–10).

Из всех этих событий очевидно: попрекают, негодуют, осуждают Христа за Его дела в субботу. Адвентисты провозглашением необходимости почитания субботы и запретом в этот день на добрые дела подражают книжникам и фарисеям, впоследствии осудившим Христа и предавшим Его на распятие.

Всеми своими делами в субботний день Христос говорит не словом, а деяниями, будучи Сам Словом. Он готовил народ к тому, что «не человек для субботы, а суббота для человека», потому что Он «Господин субботы» (ср.: Мк. 2: 27–28), а кто в Нем – тот «новое творение».

Христиане Нового Завета, подобно своему Господу, сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей субботы, поскольку подчиняли исполнению Божией воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Итак, «посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4: 9–11). Субботство есть покой во Христе, дающем нам Завет, подобный завету о субботе, который Бог заключил, выведя народ из рабства египетского. И этот Завет – Новый Завет в Евхаристии. Господь Иисус Христос выводит нас из рабства греху посредством Тела Своего, вознесенного на Крест. Победив на Кресте смерть, Он дает нам Новый Завет в Своей Крови.

Суббота – в Евхаристии

Причащение апостолов. Византийская миниатюра
Причащение апостолов. Византийская миниатюра

«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27–28).

Новый Завет – это не 27 книг, входящих в состав Библии. Новый Завет – это Тело и Кровь Христа, доступ и способ соединения с Ним по вере. У адвентистов тоже есть имитация «вечери Господней», но без апостольской преемственности и благодати; она творится лишь в воспоминание и превращается в поминки вместо того, чтобы быть радостью соединения со Христом. Адвентисты верят, что Кровь Господня очистила их тогда, 2000 лет назад, на Кресте, а сейчас хлеб и вино – это просто символы. У них это действительно символы. Таинства без благодати – всегда только символы. (О преемственности и о том, что у отпавших от единства с Церковью отсутствует благодать, говорилось в одной из прошлых бесед.)

В Церкви Хлеб и Вино в Евхаристической Чаше – не символы, а Тело и Кровь Христовы. Когда в Евангелии Христос говорит о том, что Хлеб и Вино не символы, а Тело и Кровь Его, не только у фарисеев эти слова вызвали раздражение, но и ученики Христовы, подобно сегодняшним маловерам, пришли в смущение, а некоторые отошли от Христа. Рассмотрим это событие, записанное у евангелиста Иоанна. Христос говорит:

«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин. 6: 48–71).

Из этих слов очевидно, что Христос говорит не о символическом хлебе, так как противопоставляет ему «манну небесную». Также видим, что многие из учеников Его, подобно нынешним инославным, говорят о Святой Евхаристии: «как Он может дать нам есть Плоть свою?» и «какие странные слова, кто может это слушать?» Не приняв слов Христа о Новом Завете в Теле Его и Крови, «с того времени многие из учеников отошли от Него». У всех не принимающих Новый Завет в Крови Его Господь спрашивает: «не хотите ли и вы отойти?» А к тем, которые отошли от единства со Христом в Церкви Его и остаются в ветхой букве закона, звучит другой вопрос: «Где ты?» (Быт. 3: 9).

В Таинстве Евхаристии и сегодня очищает нас Кровь Христова, соединяя со Христом и вводя в истинную субботу

Верующий человек и сегодня нуждается в очистительной Крови Христовой, и недостаточно только верить, что тогда, на Голгофе, Христос очистил нас Своею Кровью. Апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, снова уточняет и призывает всех отступивших от Христа и Его Церкви воссоединиться с Ним в покаянии и Евхаристии: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1: 7). Заметим: не очистила – а очищает (καθαρίζει). Где в настоящее время очищает нас Кровь Христова и соединяет со Христом, вводя в истинную субботу? – В Таинстве Евхаристии.

В Таинстве Евхаристии, в воссоединении со Христом мы обретаем истинный «покой душам нашим» (Мф. 11: 29). Посредствам Таинств у нас есть «надежный доступ через веру в Него» (Еф. 3: 12). Евхаристия – истинная суббота и субботство новозаветного Израиля, потому как и Христос – «Господин субботы» (Мф. 12: 8).

О Таинствах мы будем говорить в следующих беседах-лекциях, а сегодня в заключение снова и снова приведу слова Христа, призывающего всех обрести истинный покой в Нем словами: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 28–29). И еще: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших…”» (Евр. 3: 14–15).

Источники и литература:

1.  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. М., 2006.

2.  Александр (Милеант), епископ. Ветхий Завет о Мессии // https://azbyka.ru/messianskie-prorochestva.

3.  Иустин (Попович), преподобный. Эсхатология. М: Издательский совет РПЦ, 2005.

4. Ефрем Сирин, преподобный. Полное собрание творений: В 4-х т. Сергиев Посад, 2000.

5.  Николай Варжанский, мученик. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис // https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzhanskij/dobroe-ispovedanie.

6. Феодорит Кирский, блаженный. Толкование на видения пророка Даниила. Сергиев Посад, 2000.

7. «В начале было Слово…». Основы вероучения христиан – адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

8. История Церкви. Миллер и миллериты // http://a7d.ru/.

http://www.pravoslavie.ru/102029.html