2 пункт
Второй пункт
В следующем пункте авторы указывают как на отступление от чистоты православного вероучения на «развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе».
В данном пассаже употреблен термин «сергианство», введенный в оборот некоторыми зарубежными русскими авторами ХХ века. К счастью, произошло воссоединение большей и лучшей части Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Уврачевание раскола - замечательное событие. Однако дурное наследие десятилетий разделения еще осталось.
Как и та часть зарубежных верующих, которые из-за противления воссоединению Русской Церкви откололись от РПЦЗ, так и отечественные раскольники, вроде никогда не сидевших в катакомбах «катакомбников» и «самых-истиннейших-православных»[16], взяли на вооружение выработанную эмигрантскими полемистами идею о некой «ереси сергианства», в которой якобы повинна Русская Православная Церковь из-за того, что Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 г. подписал декларацию, где утверждалась лояльность верующих советскому государству.
Защищать эту декларацию нет никакого смысла, ибо, во-первых, и по тексту ее видно, что авторы[17] вторгаются из области церковной и богословской в область политическую, осуждая «выступления наших зарубежных врагов», стремясь показать, что «мы не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и правительством» и что «всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас». Содержит она и неканоничные требования к зарубежному русскому священству «дать письменное обязательство в полной лояльности к Советскому правительству» с угрозой прещений в случае отказа.
Во-вторых, известно, что и для самого митрополита Сергия эта декларация была вынужденной и невольной мерой[18], и священномученик Иларион (Троицкий)[19], и священноисповедник Афанасий (Сахаров), и другие архиереи нашей Церкви критиковали ее[20]. Наконец, еще при советской власти Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 г. в своем «Воззвании» заявил, что Церковь не считает себя связанной декларацией 1927 г., а 10 июня 1991 г. в интервью газете «Известия» Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далекие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации... Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в "правильное" отношение к государству».
И, наконец, в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском Соборе 2000 г., прямо говорится, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» (III, 5), «В тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды ни рядился» (IV, 3), и т. д.
Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы «закрыть» вопрос с отношением к декларации 1927 г. - здесь все выражено предельно ясно. Однако в том-то и дело, что насаждаемое раскольниками понятие «сергианства» давно уже разрослось далеко за пределы оценки конкретных исторических событий и документов.
Появляются и вводятся в употребление такие понятия, как «сергианство до Сергия» или упомянутое в письме «неосергианство», вырастающие из понятия «ересь сергианства».
Это понятие - довольно позднее. Стоит заметить, что ни в «Послании соловецких архиереев митрополиту Сергию» от 27 сентября 1927 г., ни в постановлениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви За границей от 05 сентября 1927 г. при весьма обстоятельной критике «декларации» нет ни слова о каком-либо еретичестве либо догматических погрешностях ее.
Для того чтобы понять, что же имеется в виду под вышеуказанным понятием, можно обратить внимание на то, как оно объясняется на страницах газеты, выходящей по благословению Преосвященнейшего Диомида, епископа Анадырского и Чукотского, и Преосвященнейшего Ипполита, епископа Хустского и Виноградовского: «Что же сейчас? Изменилось ли что в стране? Мы поняли ошибки, побежали в храмы каяться, стали просить у Бога даровать нам царя, чтобы вновь была богоустановленная форма правления, а не сатанократия с ее беспределом во всем: коррупция, взятки, заказные убийства? Нет, мы еще более отдалились от истины и засвидетельствовали в "Социальной концепции Русской Православной Церкви" о "непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин" (III, 7). То есть мы вновь исповедали ересь сергианства, основными столпами которой являются утверждения, что всякая власть от Бога и что Церковь вне политики, то есть в стороне от самодержавия»[21].
Как уже говорилось, дабы узнать Истину, мы должны всякое слово поверять двумя источниками - Священным Писанием и Священным Преданием Церкви, надлежит и эти утверждения подвергнуть тому же суду.
Послушаем, что говорят апостолы.
Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,- ибо такова есть воля Божия... Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. (1 Пет. 2, 13-17).
Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 1-2).
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые (Рим. 13, 1-6).
Кому же призывает быть покорными апостол Петр? За кого это увещевает молиться апостол Павел? Кто были царями и начальствующими в их время? Разве православный монарх? Вовсе нет! Кровавый тиран Тиберий, извращенец Калигула, садист Нерон - вот те цари, при которых писались и читались эти строки. Это не просто язычники, это отребье римских императоров. Их апостол Павел называет Божиими служителями - и идет на плаху по прихоти одного из них. Их заповедует чтить апостол Петр - и отправляется на собственное распятие. Сады в Риме освещались тогда обмазанными в смоле и зажженными как светильники телами христиан. Что же слышат при этом апостольские ученики от свидетелей и самовидцев Господа? Какие слова читают на своих молитвенных собраниях и богослужениях? Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13, 1-2).
Припомним и здесь святоотеческие толкования апостольского слова об отношении к властям.
Преподобный Ефрем Сирин: «Каковы бы и где бы они ни были, они однако существуют по повелению Божию. Итак, кто сопротивляется начальнику, который есть отмститель зла, тот Божией воле противится» (Толкование на послание к Римлянам. XIII, 2).
Святитель Иоанн Златоуст: «Безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка. Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить Небесное Царство, (апостол) доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу, так как подчиняющийся властям повинуется Богу... Такими наставлениями (апостол) и верующих побуждал к повиновению, и неверующих начальников располагал в пользу (христианского) благочестия» (Беседы на послание к Римлянам. XXIII, 1).
Блаженный Феодорит Кирский: «Если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость... Но, чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам» (Толкование на послание к Римлянам. XIII, 1).
Преподобный Исидор Пелусиот: «Самое дело (разумею власть) установлено Богом, чтобы общество не пришло в расстройство. Но, если какой злодей беззаконно восхитил эту власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как фараон, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Письма I, 6).
Замечательно, как преподобный Исидор напоминает нам, в связи со словами апостола, о царе вавилонском Навуходоносоре, который нанес ветхозаветной Церкви не меньше зла, чем большевики - Церкви новозаветной: руками своих подчиненных он устроил изъятие церковных ценностей (4 Цар. 25, 13-16), разрушил и сжег храм Божий (2 Пар. 36, 19), предстоятеля ветхозаветной Церкви и служителей храма убил (Иер. 52, 24-27), а прочих священников с их семьями отправил в ссылку (Ездр. 2, 36-40). И, однако же, Писание именует его рабом Божиим (см.: Иер. 27, 6), получившим удел от Бога, и если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского,- этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его (Иер. 27, 8).
И пророк Иеремия возвещает: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы. (Иер. 27, 12). И вот какую «декларацию» он направляет к иудеям-пленникам, оказавшимся под безбожным режимом: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев... заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иер. 29, 7). А вот из «декларации», записанной пророком Варухом: и молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. И даст нам Господь силу и просветит глаза наши, и мы будем жить под покровом Навуходоносора, царя Вавилонского, и под покровом Валтасара, сына его, и будем служить им много дней, и найдем милость у них (Вар. 1, 11-12).
А пророк Даниил во исполнение этой «соглашательской» декларации даже находился на службе у Навуходоносора (см.: Дан. 1, 19), и говорил ему, что именно Господь низлагает царей и поставляет царей (Дан. 2, 21), и к своему господину обращался: Ты - царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу (Дан. 2, 37).
Но пора обратиться к примеру прославленных Церковью святых отцов, живших под безбожной и богоборческой властью римских императоров.
Во II веке святой мученик Аполлоний свидетельствует проконсулу Перению: «Ежедневно, согласно повелению праведной заповеди, мы молимся Богу, обитающему на небесах, за правящего в этом мире Коммода, в точности зная, что правит он на земле, как я уже сказал, благодаря не иному чему, но только воле непобедимого всеобъемлющего Бога»[22].
А в самом начале IV в. просияли святые мученики Фиванского легиона, когда все они, отказавшись повиноваться приказу правителя-язычника Максимиана Галерия (того самого, кто сподвиг Диоклетиана на беспрецедентное гонение, ставившее целью истребить все христианство), были казнены и пострадали за Господа нашего Иисуса Христа. Вот что писал их командир, святой Маврикий, нечестивому Галерию: «Император, мы - твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе (выделено нами. - Авт.), как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против твоих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиан). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим первую. Вы приказали нам казнить христиан - смотрите, мы - такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое происшествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе».
Как видим, мученики осознавали возможность пойти по пути восстания и противления, но сознательно отказались от него, и гражданское служение не просто безбожнику, но кровавому гонителю христиан отнюдь не считали ересью или «ущербом богодарованной свободе» - как раз напротив, в их добровольном служении и проявлялась эта свобода, как объяснил выше Златоуст.
Можно было бы и дальше продолжать приводить примеры, вспоминая, например, честную службу преподобного Иоанна Дамаскина халифу, устраивавшему походы против Византии, или благословение святителем Николаем Японским православных японцев ради послушания язычнику-императору участвовать в войне против России, но нет нужды удлинять повествование, когда уже сказанного вполне достаточно для человека благочестивого.
Надлежит же рассмотреть те аргументы от Писания, которые приводят авторы письма. По их мнению, то, что они называют «неосергианством», «противоречит учению апостола Павла: Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1); Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1, 10)».
И снова, дабы не потонуть в море своемудрия, прибегнем к спасительной пристани святоотеческих речений, где определим, действительно ли правомочно такое толкование этих фраз, действительно ли в них апостол Павел призывает верующих «не подчиняться власти мирской»?
Преподобный Ефрем Сирин: «Твердо да стоим во Христе, и опять игу рабства закона да не подвергаемся» (Толкование на послание к Галатам. 5, 1).
Святитель Иоанн Златоуст: «"Разве вы сами освободили себя, что опять стремитесь под прежнее владычество? Сам (Христос) искупил вас,- разве другой заплатил за вас цену выкупа?". Видишь, сколько средств употребляет (апостол), чтобы отклонить их от иудейского заблуждения? "...И не подвергайтесь опять игу рабства". Словом "иго" изображает тяжесть закона» (Беседы на послание к Галатам. 5, 1).
Блаженный Феодорит Кирский: «Свободою называет апостол житие вне закона, а игом рабства - жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? (Деян. 15, 10)» (Толкование на послание к Галатам. 5).
Преподобный Ефрем Сирин: «Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь если бы я угождал священникам, которые меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугой, каковым теперь видите меня» (Толкование на послание к Галатам. 1, 10).
Блаженный Феодорит Кирский: «Если бы я хотел служить людям, то не был бы причислен к гонимым, но стоял бы в ряду противоборствующих истине. Посему никто да не думает обо мне, будто бы уловляю человеческую славу и для этого слагаю словеса сии» (Толкование на послание к Галатам. 1).
Блаженный Иероним Стридонский: «Не будем полагать, что апостол учит нас презирать суждение людей... Но если возможно, чтобы мы одновременно угождали Богу и людям, то людям должно угождать; если же мы не иначе угождаем людям, как через неугодное Богу, то мы должны скорее угождать Богу, нежели людям»[23].
Блаженный Феофилакт Болгарский: «(Апостол) доказывает, что он не заботится об угождении людям,- да и зачем бы он стал или льстить им, или проповедовать одним одно, а другим - другое? Ведь если бы он об этом заботился, то не отступил бы от иудейства и не обратился бы ко Христу» (Толкование на послание к Галатам святого Апостола Павла. 1).
Итак, из отеческих толкований совершенно очевидно, что ничего подобного осуждению «духовного соглашательства, подчиняющего церковную власть мирской власти» в словах апостола нет, даже близко - но в первом случае он пишет об освобождении во Христе от ига ветхого иудейского закона, а во втором - о своих трудах во благовестии, что они совершаются ради Бога, а не людей; толкование же блаженного Иеронима по сути аналогично с пунктом III. 5 «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».
Итак, в разбираемой части письма мы видим тот самый прием, который осуждают святые отцы: «Под видом толкования вводить собственные свои мысли» (святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. 9). Вспоминается и ересь парерминевтов, так описанная преподобным Иоанном Дамаскиным: «Они перетолковывают некоторые главы божественных Писаний Ветхого и Нового Завета и понимают их на свой лад... будучи враждебно настроены в отношении ко многим из точных и безукоризненных толкований» (О ста ересях, 97).
Разумеется, нельзя винить авторов письма, что будто бы они первыми прибегли к такому приему. Нет, к сожалению, подобное неправославное и антисвятоотеческое отношение к Писанию как к материалу для нарезки цитат в целях подтверждения любого своего мнения, без какого-либо интереса к тому, что же они означают на самом деле и как их толкует Церковь, отнюдь не редкость для многих церковных писателей в наше время. Но пора бы уже начать пресекать подобный беззаконный обычай, и я уверен, что подписанты письма, как люди искренние и благочестивые, в числе первых согласятся с этим.
Мы привели достаточно свидетельств того, что говорящие о «ереси сергианства» тем самым не только привносят учение, которого не знала древняя Церковь, но и говорят противное тому, чему «все, всегда и всюду верили», и что их попытки обосновать свое учение Писанием совершенно несостоятельны.
Посему более нет нужды доказывать, что говорящие о «сергианстве» или «неосергианстве» как об отступлении от чистоты православного вероучения, находятся в великой духовной опасности, - достаточно напомнить слова VII Вселенского Собора: «Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы сохраняем определения отцов. Прибавляющих что-либо к учению кафолической Церкви или убавляющих от него мы предаем анафеме».
Учение о вероучительном значении того или иного государственного строя в сем греховном мире и об отношении к этому строю явно чужды Писанию и Преданию вселенской Церкви. Это довольно поздние идеи, находящие параллели скорее у современных еретиков: объявление ересью политики гражданской лояльности к советскому коммунизму напоминает то, как Всемирный Совет Церквей объявлял ересью апартеид в ЮАР.
По сравнению с этим кажется мелочью тот момент, что авторы письма оставили ничем не доказанным утверждение о том, что ныне «развивается» стремление «подчинить церковную власть богоборческой власти», а также то, что это «является главной причиной участия церковных деятелей в экуменизме».
Письмо адресовано верным чадам Русской Православной Церкви, подавляющее большинство которых проживает в России, в том числе я, грешный, и авторы письма. Но картинка, нарисованная приведенными выше словами, изображает скорее СССР 1970-х. Может быть, я мало знаю, но, по моим наблюдениям, в России уже давно нет богоборческой власти и не доводилось слышать, чтобы президент или кто-либо из правительства просил иерархов нашей Церкви участвовать в экуменизме, одобрять глобализм и т. п.
Напротив, ныне в России наша Церковь имеет такую свободу от государства, какой не знала уже несколько столетий, что, кстати, видно и из факта свободного распространения обсуждаемого письма. В прошлом веке за подобные обвинения в адрес власти авторов ожидала бы участь священномученика Илариона (Троицкого), в позапрошлом - святителя Иннокентия Пензенского, а в позапозапрошлом - святителя Арсения (Мацеевича).
сноски
[16] О навязчивом стремлении раскольников называться «истинными православными» хочется заметить только одно: наверное, если бы грибы могли называть себя сами, то ложные опята обязательно назвались бы «истинными опятами».
[17] Начало и конец декларации 1927 г. были написаны в ОГПУ, и те строки, которые приведены далее, взяты в основном из этих частей. Впрочем, это не отменяет того факта, что митрополит Сергий поставил свою подпись под этим текстом.
[18] Опубликованный в 1927 г. текст сильно отличается от декларации, составленной самим митрополитом Сергием в 1926 г., в которой, например, были такие слова: «Будем искренними до конца: мы не можем замалчивать того противоречия, какое существует между нами, православными, и коммунистами-большевиками, управляющими Союзом. Они ставят своей задачей борьбу с Богом и его властью в сердцах народа, мы же весь смысл и всю цель нашего существования видим в исповедании веры в Бога и в возможно широком распространении и укреплении этой веры в сердцах народа. Они признают лишь материалистическое понимание истории, а мы верим в Промысел Божий и чудо и т. д. Отнюдь не обещаясь примирить непримиримое и подкрасить нашу веру под коммунизм, мы религиозно останемся такими, какие есть, староцерковниками, или, как нас величают, Тихоновцами». Были здесь и слова о том, что Церковь не может брать на себя «экзекуторских функций» и карать врагов советской власти, также была здесь и критика в оценке государственной политики по отношению к Церкви (Сафонов Д. В. К вопросу о подлинности «завещательного послания» святого патриарха Тихона // Богословский вестник. №4. 2004. С. 291-292, 296).
[19] Соловецкие исповедники, критиковавшие декларацию, не догадывались, что могут это делать исключительно благодаря тому, что митрополит Сергий ее подписал - в случае отказа коммунистический «куратор» церковных вопросов Е. А. Тучков угрожал, что все архиереи, находящиеся на Соловках, будут расстреляны (Васильева О. Ю. Жребий митрополита Сергия // Ежегодная Богословская Конференция ПСТБИ: Материалы 1997 г. М., 1997. С. 172).
[20] То есть даже в советское время эта декларация никогда не была принята всей полнотой священноначалия Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
[21] Диакон Владимир Борзунов. Государь // Пасха Третьего Рима. № 190, 2006 г.
[22] Акты и апология святого Аполония // Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 396.
[23] Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет, Т. VIII. М., 2005. С. 10.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии