Церковь воинствующая. Митрополит Антоний (Храповицкий)
«Благодарю вас за такой вопрос», — ответили бы мы возражателю. Но в предыдущих наших рассуждениях уже дано начало для его разрешения.
Правда, та благодатная жизнь, которая одушевляет подвизающегося христианина, есть жизнь всего нового Адама, и чем более бывает достоин христианин своего наименования, тем яснее, радостнее и действительнее сознает он свое постоянное общение со святыми прошедших веков и тем одушевленнее проникается предписанным нам Символом веры, чаянием конечного суда и жизни будущего века, как научил нас святой Иоанн в Откровении (глава 21-я). Здесь уже первое посрамление протестантизма, уничтожившего молитвы ко святым и поминовение усопших.
Но ведь мы уже говорили и о том, что жизнь Церкви против жизни мира, а мир действует как известная, сознательная, а отчасти как бессознательная сила в каждом поколении людей. Каждое поколение людей должно переживать свою нравственно-историческую задачу, принести Богу свой талант и внести в сокровищницу Церкви свою победу. Вот почему новосозданное, благодатное естество Церкви, которое возрастает в Царстве славы до того времени, пока не исполнится число избранных (см.: Откр 6, 11), — почему этот новый Адам, возглавляемый Христом, должен иметь в каждую эпоху земной борьбы известное, адекватное себе проявление. Здесь, на земле, среди борьбы христианства и мира, вознасаждаемой новой природы церковной с природой ветхой должна жить и действовать, во-первых, качественная полнота Христовых дарований Церкви, то есть неповрежденность ее сознательного содержания (или чисто христианское учение), и, во-вторых, таинственная благая энергия (святость Церкви), которая преподается христианской душе помимо ее сознания, как благодатные дары. И как жизнь Божеских Лиц есть единая жизнь всего Единого Божеского Естества, так и действующая на земле сила благодатной жизни Христовой исходит от полноты церковной, так что святым и непогрешимым является именно все церковное общество на земле, а не отдельная отрасль или какая-либо местная власть, как хотят разуметь паписты. Доказывать эту последнюю мысль в подробности на основании источников Божественного откровения не входит в нашу задачу, так как авторитет воинствующей Церкви довольно хорошо обоснован на этой почве в школьном богословии. Но все же укажем читателям на то, что большинство притчей Господних о Царствии Божием относится к Церкви воинствующей, — ей именно обещана Господом полнота благодатных дарований, и к ней же относятся Его слова во время вознесения: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф 28, 20). Точно так же и Апокалипсис изображает борьбу благодатного Царства Христова с миром на земле и представляет Христа Вождем и непосредственным Главой Церкви воинствующей, как в первоначальном видении Его среди семи светильников, так и в откровении будущих судеб Церкви.
Тезисы
Итак, веровать в Церковь значит:
Во-первых, веровать в то, что Иисус Христос Собою восстановил в тех, кто входит в стадо Его учеников, единство естества человеческого, утерянное людьми через падение Адама и грехи его потомков.
Во-вторых, что это единство не есть отвлеченное понятие, но живая нравственная сила, изливающаяся в сердца Его учеников и действующая в них как источник благих чувств и намерений, а наипаче во взаимной любви их к Богу и друг к другу.
В-третьих, сила эта, эта жизнь церковная, по слову Христову, будет существовать на земле всегда, и она является единственным посредством, через которое Бог приводит людей к спасению, то есть к святости и к единению.
В-четвертых, люди, живущие этой церковной жизнью, составляют вместе со Христом одно духовное существо, управляемое Им как Главою, и, по мере своего усовершенствования на земле — в полноте же на небе, — они настолько укрепляют это единство, что оно уподобляется единству Божеского Естества в трех Божеских Лицах и тем наполняет каждую человеческую личность блаженством и святостью, зачатки чего и дает ей с самого времени ее вступления в Церковь.
В-пятых, так как свое духовное совершенство во Христе люди каждого поколения начинают созидать на земле в борьбе с миром, то на земле же во всякое время хранится и полнота Божественных дарований в воинствующем за спасение обществе людей.
В-шестых, общество это, или воинствующая Церковь, имеет назначением, во-первых, неповрежденно хранить источник Божественной жизни, то есть Божественное учение и благую энергию новоблагодатной жизни, а во-вторых, передавать то и другое через учение и молитву (преимущественно же молитвы тайносовершительные) как своим собственным чадам для усовершения их в благодатной церковной жизни, так и не ведающим Христа для их вступления в эту жизнь.
В-седьмых, что задачей каждого человека, желающего спастись, является, прежде всего, согласие с этими, отвне подаваемыми его личности, истинами веры, святыми расположениями сердца, с этой жизнью Церкви.
В-восьмых, так как его личная жизнь встречается с жизнью Церкви не как жизнь бескачественная, а как жизнь, уже наполненная грехом, то сие свободное согласие с новоблагодатной жизнью Церкви должно точнее назвать свободным послушанием.
В-девятых, а если так, если жизнь Церкви встречается с жизнью каждой личности как начало подчиняющее, как руководитель в свободной внутренней борьбе человека, то необходимо, чтобы жизнь Церкви имела известные условные внешние формы, чтобы существовали проявления церковной жизни или церковное управление и церковная дисциплина. Общие основания, определяющие этот внешний строй Церкви, даны Спасителем в Евангелии и апостолами в Деяниях, Посланиях и Откровении, частнейшее же их раскрытие предоставлено Христом церковным пастырям и составляет предмет Священного Предания, преимущественно же канонов.
В-десятых, однако, все внешние условия, определяющие проявление благодатной или церковной жизни на земле, а также руководство Церковью своих чад, исполнены того же духа благодатной Божественной жизни, в коем заключается сущность этой жизни, то есть духа любви и святости, и посему, если они названы нами внешними, то не в прямом смысле этого слова, а в том, что они руководят внутренней жизнью душ наших при помощи известных внешних посредств.
Таково содержание догмата Церкви. Нужно ли говорить о том, что такие верования составляют единую незаменимую нравственную силу для подвизающегося христианина, что без таких верований его жизнь является бесцельной, его подвиг лишается всякого жизненного основания?
Из книги митрополита Антония (Храповицкого) "Молитва русской души".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии