Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре (о том, что надо быть со Христом до самого конца)
4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы празднуем замечательный юбилей ― 300-летие со дня кончины святителя Димитрия Ростовского, великого угодника Божия, прославившегося чудесами. Перед его мощами многие получали и получают исцеления.
Святитель Димитрий жил в то время, когда страна наша проходила через очень крутой поворот в своем историческом развитии. Это было время петровских реформ, время непростое для Церкви, время очень трудное для народа. И как важно было тогда, чтобы Православная Церковь, даже лишенная своего канонического и законного Предстоятеля в лице Патриарха, продолжала оставаться голосом совести своего народа, учительной силой. И святитель Димитрий Ростовский, соединивший в себе силу духа киево-печерского подвижника с просвещением и образованием, присущим его веку, внес огромный вклад в духовную жизнь нашего Отечества. Его устные проповеди и его письменные творения сегодня воспринимаются церковным преданием как святоотеческая письменность, потому что влияние святителя Димитрия было так велико и так сильно, что оно действительно осуществляло перемены в сердцах людей, сохраняло Церковь нашу в единстве, в благочестии, в ревностном служении Господу, а народ наш ― в глубокой вере. Конечно, в первую очередь пламенные слова святителя Димитрия слышали жители Ростова Великого, этого края. Но через его письменные творения не только вся Русская Церковь познакомилась с тем, что он говорил и чему учил, но и весь православный мир.
Сегодня страна наша проходит через крутой поворот в своей истории, и для Церкви это времена непростые. Наше время воспринимается как время особой ответственности. От того, что удастся совершить нынешнему поколению людей, во многом будет зависеть и лицо страны, и лицо Церкви. Вот почему так необходимо сегодня, как и во времена святителя Димитрия Ростовского, прислушиваться к тому, что Бог вещает людям своим. Это слово Божие мы читаем дома, открывая Евангелие, мы слышим в храме, это слово является основой церковной проповеди. И как важно, чтобы это слово сегодня было воспринято и умом и сердцем человеческим.
Сегодня во время Литургии мы слышали дивные слова Евангелия от Иоанна, десятая глава, девятый и десятый стих. Мы с вами десятки, а может, и сотни раз слышали эти слова, но давайте еще раз задумаемся о том, что они означают для нашей веры и для нашей жизни. Господь говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9). Пажить― это не только то место, где пасется скот, пажить ― это некий символ, энергия, символ жизни. И Господь утверждает, что человек найдет жизнь только в том случае, если он войдет той дверью, каковой Он Сам является.
А в десятом стихе Господь говорит нам о том, что Он подразумевает под словом «жизнь»: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10), жизнь в ее полноте. Значит та пажить, которую мы находим, пройдя через дверь, открываемую Самим Господом, это есть жизнь в полноте, жизнь с избытком, гармония физического и духовного, радость бытия. То, к чему стремится каждый человек, называется счастьем, благополучием. Только через эту дверь пройдя ― через дверь, открываемую Христом ― мы можем обрести эту полноту жизни.
Кто Мною войдет и выйдет, тот спасется ― сам образ входа и двери входа ― это очень важное мировоззренческое понятие. С входом связано рождение человека, его пришествие в мир. Входом начинается самостоятельный жизненный путь человека, когда он выбирает образование, профессию, когда он вступает в личную жизнь или выбирает образ одинокой во Христе жизни. Вход ― это начало бытия, это начало той реальности, которая и способна либо привести человека к счастью, либо его от этого счастья увести. Мы завершаем вход и выходим, чаще всего по нашей воле, но иногда и по стечению обстоятельств, из-за давления этих обстоятельств.
Чаще всего вхождение связано с выбором. Человек может выбирать. Он не может выбрать, родиться ему или не родиться, этот выбор за Богом, а все, что дальше ― во многом зависит от выбора, совершаемого человеком. Мы можем выбрать то или иное образование, ту или иную специальность, тот или иной образ жизни. Мы очень часто стоим перед дверью, которая нас ведет либо к святости, либо к греху. Наверно каждый человек стоял когда-то в своей жизни перед такой дверью, за которой непременный грех. И эту дверь можно открыть, а можно не открыть. Но когда откроешь и войдешь, ты уже себе не принадлежишь, ты попадаешь в сферу притяжения греха, ты совершаешь этот грех. Как часто после этого наступает жизненная катастрофа, семейный разлад, повреждение внутренней целостности человеческой личности; как часто от того, какую дверь мы открываем, действительно зависит благополучие, счастье и полнота жизни. <...>
Удивительные слова: спасется не только тот, кто войдет за Христом, но и тот, кто выйдет за Христом. Выход ― это тоже очень важное понятие. Мы часто ищем выход из жизненных ситуаций, в трудностях по работе, в семейных трудностях, в болезнях. Мы понимаем, что мы не выдержим, если всегда будем в этом месте; нам нужно найти выход, нам нужно сменить что-то в своей жизни, и не только, как некоторые говорят, обстановку в комнате или место жизни. Нам иногда надо менять очень многое, потому что дальше так не можем. И опять перед нами разные двери. Мы можем выйти из нашей жизненной ситуации к свету, к счастью, а можем за свет и счастье принять новое испытание и новую скорбь, новое разочарование. Как иногда рушатся наши семьи, когда вдруг нам кажется, что больше жить так невозможно, нужно найти выход. И вот опять эти две двери, и нам кажется, что вот за той ― новая жизнь, молодая жена или молодой супруг, обновление всех сил, молодость на склоне лет. Человек распахивает эту дверь и устремляется в нее, и с полным пониманием того, что он обретет счастье, обретает новую муку в страданиях, в горе и несчастьи. И опять ошибся дверью ― не тот выход.
Выход, как и вход, должен быть со Христом. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9). И никакой пажити нет за дверью, которая не со Христом. Там блеск и мишура жизни, там ложные ценности, там ложные огоньки, придя на которые мы с легкостью можем обжечь все свое существо. Дверь, которая есть Христос, система ценностей, которую Он принес в мир, вот она и должна быть путеводной звездой. Только дверь, открываемая Христом, ведет к полноте жизни.
Это хорошо понимали наши благочестивые предки, об этом и проповедовал святитель Димитрий Ростовский. И время то было немногим легче, чем наше время, и тогда, как сейчас говорят, были новые вызовы и новые соблазны, новые мировоззренческие проблемы, перелом жизненного уклада. Святитель проповедовал в стране нашей, народу нашему истину, которая открывается во Христе. И эта истина была услышана, и потому сегодня мы прославляем его имя.
Да поможет Господь нам в личной, семейной жизни открывать только ту дверь, на которую перстом указывает Христос. Пусть поможет Господь стране нашей и народу нашему открывать только ту дверь в будущее, на которую перстом указывает Христос. Потому что ведь открывали мы в прошлом ложные двери и попадали в реальность, которая воспринималась нами как счастье, благополучие и полнота жизни. А оказалось, что там, в той реальности ― скорбь, страдания и разрушения основ национальной жизни. Сегодня, ища выход, мы должны помнить, что и выход должен быть со Христом. Чтобы преодолеть тяжкие обстоятельства и последствия того нашего ложного выбора, мы должны найти тот выход, на который Господь указывает. А это только выход вместе со Христом, потому что Он есть дверь, войдя которой мы спасаемся. Он ― та дверь, через которую мы входим и выходим, обретая полноту жизни, счастье на земле и в жизни вечной.
Пусть слова сегодняшнего Евангелия всех нас вразумят и укрепят. Пусть пример святителя и чудотворца Димитрия, Ростовского митрополита, поможет духовенству нашему, Церкви нашей неленостно свидетельствовать о правде Божией, находя все слова, которые будут убеждать современного человека. От человека зависит принять или не принять, но от пастыря зависит способность помочь человеку сделать правильный выбор. Если все мы будем верны тому, к чему нас призывает Господь, мы будем иметь жизнь с избытком в земном нашем бытии и в Царствии Небесном. Аминь.
Предстоятель Русской Церкви, поблагодарив всех сослуживших Его Святейшеству в этот день за Божественной литургией, обратился к архиепископу Ярославскому Кириллу.
Благодарю Вас, владыка, за прекрасный образ, который Вы подарили мне. Буду хранить его в своей домашней церкви и, молясь пред ним, вспоминать землю ростовскую и всех вас, мои дорогие, владыки, отцы, братия и сестры.
В память о сегодняшнем торжестве, я хотел бы преподнести Вам, владыка, эту святую панагию как выражение моей любви и признательности за многие добрые дела, которые совершаете Вы здесь, на ярославской и ростовской земле. А сему святому храму и сей святой обители я хотел бы преподнести этот образ Спасителя и Господа нашего с памятной надписью, молясь перед которым, вспоминайте сегодняшний день, нашу совместную молитву и поддерживайте друг друга молитвой, потому что путь к Богу требует поддержки тех, кто идет вместе с нами.
Затем Святейший Патриарх Кирилл вновь обратился ко всей пастве, а также к архиепископу Вышгородскому Павлу, наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, прибывшему на торжества в Ростов Великий.
Я хотел бы каждому из вас, кто сегодня пришел в святую обитель, преподнести эту маленькую иконочку святителя Димитрия Ростовского с моим благословением на обратной стороне. Отнесите в дом эти святые образочки, и таким образом будет у нас с вами некий духовный и молитвенный мост, соединяющий каждого из вас с вашим Патриархом. Молитесь за меня, потому что я нуждаюсь в ваших молитвах. А я, в меру сил моих, буду молиться за всех вас, чтобы Господь помогал нам, сохраняя веру Православную, восходить от силы к силе. <...>
Радует то, что сегодня вместе с нами владыка Павел Вышгородский, наместник Киево-Печерской лавры, духовного центра всего русского Православия. Святитель Димитрий, уроженец Малороссии, пришел из Киево-Печерской лавры сюда, на север Руси, где просиял своими проповедями и своим служением. Святитель Димитрий соединяет дух севера и юга Святой Руси. Несмотря на разделения, которые обуславливаются новым политическим положением в этой части мира, Церковь Русская сохраняет свое единство, памятуя о подвигах и заветах киево-печерских угодников Божиих, которые подобно семенам распространились по всему лицу Земли Русской, укрепляя веру Православную и храня духовное единство народов. Я желаю вам, владыка, помощи Божией в несении Вашего ответственного пастырского служения в Киево-Печерской лавре в Киеве ― матери городов русских, и прошу приветствовать Блаженнейшего митрополита Владимира, предстоятеля Украинской Православной Церкви, митрополита Киевского и всея Украины.
Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной, молитвы святителя и чудотворца Димитрия Ростовского ограждают от всякого зла и укрепляют всех нас в добрых делах во славу Божию. Аминь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/804585.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии