О Зарубежной Церкви. Священник Родион
В чем же основная беда РПЦЗ? В том, что она живет прошлым. Лучшее для нее осталось в царской России. Теперь РПЦЗ находится в позиции вечной скиталицы.
Дореволюционное прошлое в Зарубежной Церкви постепенно все более и более идеализируется, принимает черты святого канона, своего рода образца искомых отношений между Церковью—обществом—государством. И здесь РПЦЗ повторяет историю старообрядческой Церкви, для которой все лучшее, святое было до Никона, а после наступили времена антихриста.
Такая идейная позиция крайне порочна. Воплощенного Царства Небесного здесь, на земле, быть не может. Могут быть созданы определенные оптимальные условия для спасения душ как можно большего числа людей данного общества. Но эти условия будут оптимальными только для данной исторической эпохи, только для конкретного государства (с учетом его истории, ментальности населения, уровня культурного и промышленного развития). И то, что идеально в одном историческом периоде и в определенной стране, может совершенно не соответствовать другой исторической эпохе и другому народу.
Зарубежная Церковь идеализирует наше дореволюционное прошлое. Но ведь именно в этом прошлом и коренятся те порочные корни, которые привели к краху русской монархии.
Идеализировать прошлое — это значит возводить в ранг истины и его недостатки. А это может привести к созданию ложной, искаженной модели идеального для спасения людей общества, что, в свою очередь, сформирует у людей совершенно неверные духовные установки.
Из святоотеческого учения видно, что даже одна принятая и усвоенная умом ложная идея может привести к искажению всей духовной жизни человека, а, следовательно, и к его гибели.
Неверное понимание духовного прошлого нашей страны наряду с другими факторами сформировало у ряда архиереев и клириков РПЦЗ тот дух непримиримости и ненависти, которым славятся зарубежники по отношению к РПЦ Московской Патриархии. Нельзя отрицать, что их критика по отношению к действиям ряда иерархов РПЦ зачастую носит справедливый характер.
Но дух ненависти к Церкви, имевшей мужество жить и действовать в условиях сильнейших гонений, недопустим.
Не случайно, как уже об этом говорилось выше, были попущены большевистские гонения. А следовательно, советскую власть надо рассматривать как бич Божий, попущенный «новому Израилю» за его грехи. И в таких условиях, естественно, жизнь Церкви принимает новые формы.
Это необходимо критически осознать и осмыслить. Но без ненависти, памятуя, «что гнев мужа правды Божией не соделывает».
Сейчас наше общество вошло в новый этап своего развития, и осмыслить и определить стратегию действий Православной Церкви в этих условиях просто необходимо. Краеугольным камнем, как и во все времена, остается создание наилучших условий для спасения человеческих душ. Но каковы на сегодняшний день эти условия и как их создать?
Вот здесь РПЦ и РПЦЗ должны вместе подумать и согласовать свои действия. И, прежде всего, отбросив всякую амбициозность, войти в литургическое общение, сменить дух ненависти на дух любви. Это в полной мере относится и к старообрядческой Церкви, которой необходимо, преодолев прежние обиды, найти в себе силы на воссоединение с Православием.
Настоящее время — время всеобщей апостасии (отступления от Бога), когда масонские силы и их приспешники готовят материальную и духовную базу пришествия антихриста, когда на Православную Церковь обрушился девятый вал мирского духа, когда все средства Запада брошены на уничтожение православной духовности. Выстоять здесь и укрепиться можно, только объединившись любовью Христовой и верностью святоотеческим заветам. Иного пути у Православия быть не может.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии