Есть ли во Христе женский пол?
Прошедший в Москве 3-4 декабря I Всероссийский форум православных женщин в первый день работы практически ничем не отличался от "разнополых" православно-общественных мероприятий сходного формата - Всемирного русского народного собора и Рождественских чтений. Обилие женщин не бросалось в глаза: на православных форумах они и так обычно составляют большинство.
Доклад министра здравоохранения Татьяны Голиковой поразил своей теплотой и отсутствием формализма: чиновница желала нашим согражданам любви как в сказках: "чтобы жить долго и счастливо и умереть в один день". А вот простые домохозяйки и многодетные матери будто поменялись с министром ролями - грозно обличали пороки общества, планировали поправки к бюджету и, к сожалению, практически ни слова не сказали о своих реальных повседневных проблемах.
Зато на второй день форума, когда проходили заседания по секциям, православные женщины, наконец-то, перешли от лозунгов к обсуждению реальных дел. Выступая с докладом на секции "Женщина в Церкви", Валерия Ефанова, супруга священника, мать троих детей и известный автор книжных рецензий, предложила устроить при храмах комнаты, в которых матери могли бы кормить и пеленать грудных детей, а также оборудовать церкви пандусами, без которых попасть на богослужение трудно не только мамам с колясками, но и инвалидам. Для колясок матушка предложила оборудовать при храмах охраняемые стоянки, и на ее предложения из зала ответили аплодисментами.
Православная писательница Юлия Вознесенская, известная как автор книг "Мои посмертные приключения", "Путь Кассандры" и "Паломничество Ланселота", поделилась опытом работы женского православного клуба "Мария", действовавшего в подполье еще в годы коммунистических гонений на Церковь. При поддержке Александра Солженицына его участницам удалось выпустить и распространить шесть номеров самиздатовского журнала, в котором публиковались такие яркие авторы, как, например, философ Татьяна Горичева. Ю.Вознесенская с сожалением отметила, что, "как только мы оказались вне давления, сразу пошли центробежные силы". По ее мнению, женские объединения не будут жизнеспособны, если не поставят перед собой конкретные цели и задачи и не начнут работать над их воплощением.
"Висит перед входом в храм табличка. На ней большими буквами написано: "Женщинам запрещено находиться в храме", а ниже маленькими буквами: "в брюках, без платка и пр." Но, прочитав такое объявление, люди делают вывод, будто "женщинам запрещено находиться в храме", у них складывается впечатление о Церкви как о месте, где учат женоненавистничеству", - рассказала сотрудник синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ольга Кирьянова.
По мнению участниц секции, победить ложное представление о том, будто женщину в Церкви унижают, можно будет в том случае, если сами православные проведут ревизию своих книжных лавок, и оттуда будут убраны коммерчески выгодные "бабьи басни", а их место займут серьезные богословские труды о предназначении каждого пола. Например, убитый недавно священник Даниил Сысоев, кандидат богословия, написал статью, в которой опровергал суеверные мнения о том, будто женщине вообще нельзя входить в православный храм в период "месячного очищения". Но издатель, заказавший эту рукопись, отказался ее публиковать, потому что не представлял для себя возможным признать, что мужчина и женщина равно несут в себе образ Божий. Он ждал страшных историй о карах, постигших грешниц, дерзнувших "в нечистоте прикоснуться к святыне", а вывод о том, что в период "критических дней" всего лишь не рекомендуется участвовать в таинствах, его не устроил.
От форума также осталось впечатление, что женщины - это огромная, могучая стихийная сила, вот только как ее использовать в мирных целях, никто, увы, не знает. Вспомнилось, как в начале 2000-х годов проходили молитвенные стояния и распространялись листовки против ИНН и новых паспортов, делалось все это процентов на 90 руками женскими. Идет по улице матушка с сумкой-тележкой листовок, в своей непреклонности и суровости напоминающая танк, и бегут от нее во все стороны волны возмущения. Позже те же матушки с теми же тележками и переносными иконами митинговали в поддержку ныне лишенного сана Чукотского епископа Диомида, сегодня все те же знакомые лица выступают против ювенальной юстиции.
Даже не знаю, как к этому относиться. С одной стороны, ювенальная юстиция представляет собой серьезную проблему, которую четко обозначили в своих выступлениях известные протоиереи Всеволод Чаплин и Димитрий Смирнов. С другой стороны, в информационную войну против "ЮЮ" вступило стихийное, громкое, непредсказуемо-эмоциональное женское войско, от которого никто не знает, чего ожидать. Не исключено, что завтра законодательная власть от них просто отмахнется, назвав "кликушами", а вместе с ними - и от всей проблемы.
Мне довелось наблюдать в кулуарах форума, как путем цепной реакции на борьбу против ювенальной юстиции мобилизуются "новобранки". Сначала откуда ни возьмись появляется матушка и читает краткую лекцию о том, будто скоро у любой, особенно православной, семьи, детей смогут отобрать по закону. Вокруг собираются слушательницы, охают, ужасаются, а через пять минут уже проповедуют то же самое в другом уголке. К сожалению, внятно ответить на вопрос, что же такое ювенальная юстиция и почему это плохо, ни одна из них так и не смогла.
Не оставляйте женщин одних. Это чревато последствиями.
Ольга ГУМАНОВА,
обозреватель "Интерфакс-Религия"
http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=252
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии