«Желтый пророк»,
или семена неправды В.Семенко
Еще один опус, посвященный «церковной реформе, экуменизму и модернизму»,появился на РНЛ. Господа издатели, видимо, окончательно потеряв доверие к священноначалию Русской Православной Церкви, решили взять ее чистоту под собственную надежную защиту. Архиважной задачей аналитики автор опуса, г-н В.Семенко, видит необходимость сложить из набора фактов, «маленьких, казалось бы, проходных событий, которые по отдельности выглядят не очень значительно», «вполне закономерную картину» под названием «Экуменизм шагает по России».
Всмотримся внимательнее, из каких элементов слагает тревожный сюжет своего полотна баталист Семенко. Центральное место картины занимает фигура главы Католической церкви понтифика Бенедикта XVI. Перед ним склонился в ожидании благословения сотрудник Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Чуть поодаль – дивеевские сестры, не принявшие новых паспортов, миряне Игорь и Ирина, препятствуют входу в собор католической монахине, а на заднем плане – оптинские трудники, изгоняющие новостильников из обители. Те, кто знаком с проблематикой, взволновавшей художника, заметят, что для законченности не достает, пожалуй, удмуртских священников, отказавшихся поминать Святейшего Патриарха и молдавских «ревнителей», побивающих «реформатора-модерниста» Кураева. Впрочем, и без последних тревога и напряжение, изливающиеся из-под кисти мастера, ощутимы более чем остро. Кажется, достаточно одной маленькой искры, чтобы противостояние перешло в свою активную фазу, и все персонажи картины, а вместе с ними и мы - зрители (читатели) задвигались, занялись борьбой, войной, и, наконец, переделом церковного пространства.
С этой целью и создана картина?
Или автор в живописной форме обращает свое недоумение к церковной иерархии, требует разъяснений, сигнализирует о том, что столь серьезные вопросы не должны оставаться без ответов. Едва ли. Хотя бы потому, что разъяснения владыка Иларион уже дал программе «Церковь и мир» , и автор приводит в статье ссылку на слова Его Высокопреосвященства. Разъяснения Митрополита, очевидно, не удовлетворили г-на Семенко, и он продолжает настаивать на неизбежности экуменизма, к которому якобы готовит священноначалие Русской Православной Церкви своих чад.
«Понимание глубинных основ нашей веры» оказалось доступно светскому аналитику Семенко и совершенно непосильно для богословов, подвизающихся на ниве межхристианского диалога. Эх, не дожил до наших дней, апостол Павел! А то бы, наверное, и против него, «миссионэра и обновленца», заострил бы перо знаток канонического права, господин аналитик. Ведь каноны запрещают, например, принимать благословение от еретиков, вкушать пищу с ними и молиться, а Апостол (мыслимо ли!) не гнушается даже язычниками!
В 27 главе Деяний мы читаем: «Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись. Тогда воины (войны и корабельщики были язычниками) отсекли веревки у лодки, и она упала. Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ. (Деян. 27 гл. 30-37)».
Руководствуясь рассуждениям г-на Семенко, «злостный экуменист» апостол Павел, наверное, не имел бы права оправдаться перед ним даже миссионерскими целями, ведь язычники куда опаснее христиан католиков в своем удалении от истинной веры православной.
Вслед за Апостолом и святитель Марк Эфесский, как минимум, удостоился бы статьи на Русской Народной Линии, ведь он сослужил Папе Римскому и принимал от него приветствие в виде лобзания: «28-го февраля греки отбыли из Венеции и 4-го марта прибыли в Феррару... Патриарх Константинопольский Иосиф... беспокоился о том, чтобы не уронить достоинства своего, ни своего клира;... так в отношении Папы он говорил: "Если Папа старше меня возрастом, я его почту как отца; если равного возраста со мной, я буду обращаться с ним как с братом, если же он моложе меня, я его сочту за сына". Будучи извещен, что греческие клирики не знают, каким образом должно происходить их взаимное приветствие с Папой, Папа известил их, что это оставляется на их усмотрение. Взаимное приветствие между греческим духовенством и Папой состояло в том, что Папа обменялся целованием с Патриархом, в то время как другие греческие епископы, обменявшись лобзанием с Папой, после поцеловали его руку... Собор был торжественно открыт в соборном храме Феррары 9-го апреля 1438 г... открытие происходило при торжественной обстановке и все духовенство было в облачениях. Папа торжественно провозгласил "Benedictus", после чего были пропеты священные гимны (нужно, наверное, уточнить для нецых, что свт. Марк был среди участников этой церемонии)...» . (Архимандрит Амвросий (Погодин) СВЯТОЙ МАРК ЭФЕССКИЙ И ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ стр. 34-35)
Да и святителю Николаю Японскому, наверняка, досталось бы от современных «ревнителей» за подобные рассуждения: «За Литургией было так много христиан, что о. Андроник удивился: “Праздник Богородицы чтут так же, как в России” <…>. Между прочими был один патер; сначала стоял в дверях, потом с доктором Кёбером в правом крыле Церкви, и заявил себя очень скверно тем, что ни на каждения, ни на благословения не преклонил хотя бы мало голову, а стоял совершенным истуканом; наш бы, православный, непременно отдал привет католическому епископу; ведь Таинство Священства взаимно нами признается и уважается. Но в этом-то и выражается, что католичество – яд мира, и что ему предстоит то же, что было с ересью Ария, то есть исчезновение из мира» (15 / 27 августа 1898. Суббота. Успение Пресвятой Богородицы // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 3. С. 776).
Процитировать канон еще не значит правильно понять его, а при отсутствии понимания едва ли можно и применить канон правильно. Из приведенного выше очевидно, что и святые поступали иногда, как кажется, «против» правил, даже апостолы «нарушали» каноны, но при этом, их авторитет выше канонов. Оставим богословам пространство для объяснений г-ну Семенко сути его заблуждений. Да и едва ли ревностное желание правды руководило автором сего творения, иначе ему можно было бы выяснить, что на самом деле происходило в Дивеево или в Оптиной у компетентных людей.
Ну, а если РНЛ, не желая разбираться в сути проблем, предоставляет трибуну авторам для клеветы и подрыва авторитета Церкви, то такое издание, мягко говоря, не может восприниматься как источник достоверной информации. Ведь для того, чтобы писать аналитические материалы о Церкви, надо, по меньшей мере, иметь представление о том, что из себя Церковь представляет, как она устроена, и насколько важно для верующих церковное единство. Или хотя бы походить на лекции по интересующему вопросу! Сейчас для этого много возможностей…
Георгий Данилевский
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии