«ВЕРОЮ ПРИШЕДШАЯ НА КЛАДЯЗЬ САМАРЯНЫНЯ»
Комментарии к кондаку и икосу Недели о самарянке
В пятую неделю по Пасхе мы слышим в храме евангельское зачало, повествующее нам о встрече Спасителя с самарянкой близ города Сихарь (см.: Ин. 4: 5–42). Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий песнопений праздника.
Все песнопения Цветной Триоди этой недели отражают евангельский отрывок – беседу Христа с самарянкой. Это чтение выбрано неслучайно. В праздник Преполовения в богослужебных текстах явно звучит тема ожидания сошествия Святого Духа, которая раскрывается на протяжении второго периода Пятидесятницы. А в беседе с самарянкой Спаситель говорит о воде живой, подлинный смысл которой апостол и евангелист Иоанн раскрывает нам немногим позже:
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 37–39).
Вода живая – образ Святого Духа.
В данной статье мы разберем кондак и икос. На церковнославянском языке их тексты звучат так.
Кондак:
«Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная».
Икос:
«Чистая таинства услышим, Иоанну нас учащу, в Самарии бывшая: како жене беседоваше Господь, воду просив, Иже воды в сонмища их собравый, Иже Отцу и Духу сопрестольный: прииде бо ищай образ Свой, вечно яко приснославный»[1].
Приведем также и греческие оригиналы.
Кондак: «Πίστει ἐλθοῦσα ἐν τῷ φρέατι, ἡ Σαμαρεῖτις ἐθεάσατο, τὸ τῆς σοφίας ὕδωρ σε, ᾧ ποτισθεῖσα δαψιλῶς βασιλείαν τὴν ἄνωθεν ἐκληρώσατο, αἰωνίως ἡ ἀοίδιμος».
Икос: «Τῶν σεπτῶν μυστηρίων ἀκούσωμεν, Ἰωάννου ἡμᾶς ἐκδιδάσκοντος, τὰ ἐν τῇ Σαμαρείᾳ γινόμενα, πῶς γυναικὶ ὡμίλει ὁ Κύριος, ὕδωρ αἰτήσας, ὁ τὰ ὕδατα εἰς τὰς συναγωγάς αὐτῶν συνάξας, ὁ Πατρὶ καὶ τῷ Πνεύματι σύνθρονος· ἦλθε γὰρ ἐκζητῶν τὴν εἰκόνα αὐτοῦ, αἰωνίως, ὡς ἀοίδιμος»[2].
Русский перевод выглядит следующим образом:
Кондак: «Верой пришедшая на колодец самарянка, увидела Тебя – Воду премудрости, Которой обильно утолив жажду, Царствие Небесное приобрела навечно, всегда прославляемая».
Икос: «Примем во внимание вразумительные тайны, бывшие в Самарии, когда Иоанн нас учит: как Господь беседовал с самарянкой, просив воду, Который собрал воды в собрания их, Который равен по власти Отцу и Духу; потому что пришел Ищущий образ Свой, вечно Прославляемый».
Вода живая и жизнь вечная
Кондак раскрывает перед нами духовный смысл события, описанного евангелистом Иоанном Богословом. Пришедшая на «кладязь», то есть на колодец[3], самарянка встретила и узнала долгожданного Мессию, Который должен был прийти и все возвестить людям.
В кондаке говорится о «воде премудрости», под которой понимается не только благодать Святого Духа, но и учение Спасителя – Евангелие Царства Божия[4]. Этой водой самарянка обильно утолила жажду – приняла учение Спасителя. У слушающего и принимающего евангельское учение жажда Духа прекращается, и в нем рождается вера во Христа как Искупителя мира. Обретенная вера и становится неиссякаемым источником воды живой, текущим в жизнь вечную, поскольку плодами веры является вечная жизнь и блаженство в Царстве Небесном. Об этом и говорит нам строка из кондака: «Царствие вышнее наследова вечно». Церковнославянское слово «вышний» обозначает «верхний, более могущественный, небесный»[5]. Приняв спасительное учение Спасителя и стяжав веру во Христа, самарянка унаследовала Царство Небесное.
Жажда прекращается, потому что она всегда будет утоляться из неиссякаемого источника – веры во Христа
Человеческую душу можно уподобить путешествующему страннику, который бредет по знойной пустыне. Его мучает жажда, и он не может найти, чем ее утолить. Так и человеческий дух не может насытиться чем-то временным на жизненном пути. Учение Христа для такого человека словно прохладная родниковая вода для путника в пустыне. Однако если путник утоляет жажду тела и лишь временно, утоливший жажду бессмертной души утоляет ее навечно. Его жажда прекращается, потому что она всегда будет утоляться из неиссякаемого источника – веры во Христа.
Обретая эту веру, человек приобретает себе блаженство, то есть жизнь вечную.
Согласно церковному Преданию, самарянку звали Фотинией и она приняла мученический венец вместе со своими семью сыновьями за веру во Христа во время гонений при императоре Нероне[6].
Христос – истинный Бог и истинный Человек
Текст икоса говорит нам о том, что повествование о встрече Христа с самарянкой находится в Евангелии от Иоанна. Читая его, мы «чистая таинства услышим». Слово «чистый» в церковнославянском языке имеет множество значений: «цельный, девственный»[7]. То же можно сказать и о слове «таинство» – «непостижимое, скрытый смысл или сущность, тайна, секрет»[8].
Церковнославянское слово «слышати» переводится как «слышать, получить какие-то сведения со слов других, принимать во внимание чьи-либо слова»[9].
Таким образом, икос призывает принять во внимание те «вразумительные тайны», которые раскрываются перед нами евангелистом Иоанном Богословом в этом повествовании о встрече Спасителя с самарянкой неподалеку от города Сихарь.
Собрание вод
Дальнейшие строки икоса показывают нам, что Тот, Который и «воды в сонмища их собравый», и «Отцу и Духу сопрестольный», то есть Христос как всемогущий, истинный Бог, смиренно беседует с женщиной-блудницей и просит у нее воды, как обычный человек.
Слово «сонмище» переводится как «общество, сборище, собрание»[10]. Этой строкой автор отсылает нас к первой главе книги Бытия, в которой описаны дни творения мира: «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1: 10).
Церковнославянское «сопрестольный» – «разделяющий престол, равный по власти кому-либо»[11]. Так подчеркивается Божественное достоинство Христа и Его равенство с Отцом и Святым Духом.
Данные слова раскрывают перед нами учение Православной Церкви о том, что Христос – истинный Бог и истинный Человек. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин,
«Христос воспринял всего человека и все свойственное человеку, кроме греха, потому что грех не естественен и не Творцом всеян в нас»[12].
Икос заканчивается пояснением: «Прииде бо ищай образ Свой, вечно яко приснославный» – «потому что пришел Ищущий образ Свой». «Вразумительные тайны» анализируемого зачала из Евангелия заключаются в том, что Бог воплотился и пришел к погибающему во грехах человеку, которого Он по «образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 27), чтобы спасти его, потому что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4).
***
Песнопения Недели о самарянке приготовляют нас к встрече праздника Пятидесятницы и освещают перед нами несколько граней пришествия Христа – истинного Бога и истинного Человека. Он пришел взыскать погибающее во грехах человечество, искупить его и даровать ему воду живую – Евангелие Царства Божия и благодать Святого Духа, которая преображает человека и дарует ему возможность спасения.
[1] Триодь Цветная. М., 2002. Л. 137 об. – 138.
[2] ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ // https://glt.goarch.org/texts/Pen/p28.html.
[3] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980. С. 151.
[4] Михаил (Лузин), епископ. Толковое Евангелие. Кн. 3. М., 1887. С. 130.
[5] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. С. 278–279.
[6] Триодь Цветная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 139–139 об.
[7] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2005. С. 395.
[8] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 29. М., 2011. С. 180–181.
[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 25. М., 2000. С. 147–148.
[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М., 2002. С. 145.
[11] Там же. С. 162.
[12] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 3. М., 1992. С. 113.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии