«Страна чудес» и другие рассказы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

Протоиерей Андрей Ткачев «Страна чудес» и другие рассказы. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 256 с. : ил.

Автор книги — настоятель храма Преподобного Агапита Печерского в Киеве, известный миссионер и проповедник. Его рассказы — о любви к ближним, о бесконечности Божьего мира, о непростых путях к Богу. Отдельные рассказы публиковались в журнале «Отрок.ua» и на сайте «Православие.ру».

Содержание

  1. Мудрец и проповедник
  2. «Где двое или трое…»
  3. Кирпич
  4. Сказка
  5. Лебедь, или Вечер Сен-Санса
  6. В маленьком городке на границе
  7. Отец Василий
  8. Помогите Иисусу Христу!
  9. Попутчик
  10. Бедный, он всегда бедный
  11. Золотая рыбка
  12. Случай в бакалейной лавке
  13. Совершенно достоверная история
  14. Старик
  15. Согретые Пасхой
  16. Страна чудес
  17. У Бога нет мертвых
  18. Урок
  19. Архиерей и режиссер
  20. У меня умер друг
  21. Не каждый может быть садовником
  22. Греция. Острова
  23. Ну что же дальше?
  24. Две истории
  25. Раздвоенность
  26. Судья и священник
  27. Школа роста
  28. Город, которого нет
  29. Старушка
  30. Чудаки
  31. Учитель

http://www.pravoslavie.ru/sm/59590.htm

Здравствуйте, друзья мои! Поводом нашей эфирной встречи является выход книжки, автором которой являюсь я. Она называется «"Страна чудес" и другие рассказы».

«Страна чудес» – это название одного из рассказов. Все это было написано давно и опубликовано на разных сайтах, однако теперь собрано вместе, – и эта книга представляет из себя совершенно новый культурный продукт.

Я думаю, что православному человеку обязательно нужно потоптаться на культурном поле. В качестве читателя, в качестве исследователя, в качестве человека, который ищет то, что напитает его ум и душу.

Сепарация сфер жизни культурной и церковной, которая многим представляется как необходимая и нормальная, на самом деле очень ненормальная и совсем не необходимая. В лучших своих произведениях светская литература питается Богом, хотя может не понимать этого сама. То есть сам автор может не понимать кое-чего и пишет то, что умнее его самого.

Литература говорит о предельной трагичности человеческого бытия, о том, что человек парадоксален, о том, что он вне рая, о том, что он изнывает и мучается. Великая литература говорит о Боге и о человеке, и больше, в принципе, не говорит ни о чем. Оторванность, добровольная оторванность от литературы как таковой обрекает людей на онемение, а немой человек не может поклоняться Богу-Слову Воплощенному.

Сама словесная стихия нашей жизни должна быть окультурена, преображена, должна быть соединена со сферой этих огненных мыслей, которые связаны с Господом. Все, что касается вечной жизни, Страшного суда, совести, – этого внутреннего жжения совестного, – и всего того, что делает человека человеком, все это – как раз дети великой литературы. Которую нужно читать, а если Бог благословит, то даже и писать.

Поэтому у нас стоит серьезная культурная задача войти в пору ученичества, начать читать то, что мы не прочитали. Всякая книга, которую мы не прочитали, для нас новая. Если вы не читали Гомера, – то Гомер для вас новая книга. Если вы не читали, скажем, Джойса или Кафку, Тургенева – это для вас новая книга. И нам нужно читать, нам нужно засесть за книги. Это не шутейный разговор, это совершенно определенная цивилизационная задача, – люди должны подружиться с книгой. И потом мы начнем писать их сами.

Священник, пишущий книги – у нас это большая редкость, и это жалко, потому что в такой культуре, например, как английская, священник-писатель – это совершенно органическое явление. У нас, например, Павел Бородин был химиком и по совместительству великим композитором. Допустим, Алексей Хомяков был офицером гвардии в отставке и вместе с тем – великим богословом.Многие вещи совмещаются и в нашей культуре тоже. Но вот священство и писательство совмещаются туго.

Я с большим стыдом доверяю этому слову – «писатель» – и по совести отказываюсь от этого названия, потому что в моих глазах писатель – это нечто большее, чем есть я. Россия вообще такова, что пишущий по-русски... Поэт в России больше чем поэт, сказал Евтушенко.

Мне кажется, что священники должны учиться говорить, должны учиться писать, и не только риторические, не только проповеднические вещи, но также, возможно, стихи и прозу. Разножанровую прозу: очерки, заметки, фельетоны, рассказы – здесь всяко лыко в строку. Здесь всего должно быть много. Пусть растут все цветы. Поэтому я предлагаю вам во внимание, со стыдом и страхом предлагаю вашему суду эту небольшую книжицу.

Вот один абзац из этой книги – из рассказа «Маленький городок на границе»:

«Разговоры бывали разные. Могли спорить на исторические темы, могли обсуждать толкования на священные тексты, разбирали богослужение, размышляли о смерти. Примерно через полчаса, когда чай уже остыл или был выпит, торт съеден, а от конфет оставались обертки, отец Станислав начинал суетиться. Он счищал остатки с обоих блюдец в одно, собирал фантики, сдувал со стола крошки, он пододвигал посуду к краю стола, чтобы официантке было легче убирать. Он делал это, не переставая слушать собеседника, и вовремя отпускал реплики по поводу Вселенских Соборов, влияния балканизма на богословие, важность Великого Поста и прочее. Бывало, что увлеченный беседой гость говорил собирающему блюдца священнику: «Да бросьте, отче – она сама уберет!», и это был самый главный момент в экзамене.

Расплатившись и выйдя на улицу, они медленно шли к вокзалу, и отец Станислав говорил: «Рано вам креститься. Вы людей не цените и не замечаете. Если покреститесь – будете фарисеем, а это плохо – они Бога убили».

Желаю вам каждый год обогащаться дюжиной новых прочитанных книг. Для того, чтоб душа ваша росла и крепла ,и мысли ваши созревали до молитвы и хвалы Единому Премудрому Богу! Всего доброго.

http://www.pravoslavie.ru/sm/60170.htm