Комментарий к воскресным тропарю и кондаку восьмого гласа
Богослужение воскресного дня занимает особое место в жизни Церкви, а значит, имеет важное значение для нас, православных христиан. Нельзя не согласиться с тем, что современный верующий человек, обремененный житейскими заботами, чаще всего участвует в храмовой молитве именно в выходной день — в воскресенье.
Если человек понимает тексты, которые слышит на воскресном богослужении, это дает ему весьма многое, а именно — осознание главной идеи христианского вероучения: победы Христа над смертью.
Поэтому воскресная служба имеет в богослужебном круге совершенно самобытное положение. Воскресный день — это малая Пасха, праздновать которую православные верующие имеют возможность раз в неделю.
Церковный Устав позаботился о том, чтобы мы не забывали свет Христова Воскресения, который сохраняется в течение всего года в текстах, ставшими незаслуженно обыденными.
Церковный Устав позаботился о том, чтобы мы не забывали свет Христова Воскресения
Воскресенье — праздничный день, который невозможно литургически представить без главных его песнопений: тропаря и кондака. Это объясняется так: тропарь в сжатом виде изображает суть празднуемого события.
Кондак же является подобием тропаря и выступает вторым по значимости песнопением, также выражая суть празднуемого события, но, как правило, — с другой стороны[1]. Если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак — внутренней, имеющей нравственное значение для человеческой души.
А значит, важно понимать тексты тропарей и кондаков воскресного дня. Ниже представлен разбор тропаря и кондака восьмого гласа на церковнославянском языке. Стоит отметить, что восьмой глас по традиции исполнения в Русской Церкви отличается своей торжественностью. На этот распев положены тропари праздника Святой Троицы, кондак и ипакои Пасхи, гимн «Достойно есть» и другие важнейшие песнопения.
Тексты тропаря и кондака звучат следующим образом:
Тропарь:
«С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе»[2].
Кондак:
«Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мирстии концы торжествуют еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве»[3].
Русский перевод этих песнопений таков.
Тропарь:
«С небес сошел Ты, Милосердный, и воспринял тридневное погребение, чтобы освободить нас от страданий. Жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе»[4].
Кондак:
«Восстав из гроба, Ты воздвиг умерших и воскресил Адама; Ева ликует о Твоем воскресении и пределы мира торжествуют от Твоего восстания из мертвых, многомилостивый»[5].
Христос — истинный Бог
Тропарь начинается с исповедания Иисуса Христа истинным Богом, потому что небеса — место, где почивает Бог. Здесь идет отсылка к словам Самого Спасителя в беседе с Никодимом:
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).
Далее подчеркивается милосердие Божие ко всему человечеству: Бог назван «благоутробным». Церковнославянское слово «благоутробие» означает «сердечность, внутреннюю благость, милосердие»[6]. Почему же Бог — милосердный? Это раскрывают следующие слова воскресного тропаря — Бог милосерден, потому что воспринял «тридневное погребение».
Христос — истинный Человек
«Погребение приял еси тридневное» — в этом словосочетании заключается все уничижение Христа, о котором говорил апостол Павел в послании к филиппийцам:
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7–8).
Кто может быть погребен? Только тот, кто умер, а Бог бессмертен. Чтобы умереть, Бог воспринял человеческую плоть, жил среди людей и нес тяготы тварного мира. В этом и заключается великое умаление, истощение Своего достоинства.
Состоит оно и в том, что, по слову святителя Феофана Затворника,
в человеческом образе
«безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — изменяется с течением времени; всесодержащий и всеоживляющий — питается и нуждается в заботе других; всеведущий — не ведает; всемогущий — ограничивается; источающий жизнь — умирает»[7].
И все это переживает Он, будучи совершенным Богом.
И жертва Христова направлена на единое — на спасение человека от «страстей». Страстей — страданий, но и страстей в аскетическом смысле. Ведь для человека, ищущего спасения, страсть — болезнь, от которой нужно исцелиться, ведь она мучит душу[8].
Неслучайно в этом словосочетании употреблено церковнославянское желательное наклонение с частицей «да», выражающее жажду спасения.
За это великое милосердие мы прославляем Бога, называя Его нашей «жизнью и воскресением».
Кондак восьмого гласа представляет собой зеркальное отражение тропаря и восстановляет для нас хронологическую последовательность, проливая свет на сотериологичность событий Воскресения Христова, когда Христос умер плотью, спустился во ад и вывел души праведников. Об этом писал апостол Павел в послании к ефесянам:
«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А ‟восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4, 8–9).
Можно было бы подумать, что речь идет о снисхождении к нам на землю, и это действительно так по сравнению с небом. Однако святые отцы идут дальше, говоря об аде и проповеди спасения среди умерших.
Господь воскресил Адама, и Ева стала «ликовать» — «петь хором, водить хоровод, плясать»[9]. Эта фраза означает, что и Ева также была причастницей Воскресения Христа.
Здесь налицо святоотеческая параллель: по традиции Христос называется Новым Адамом, Богородица — новой Евой, а Древо Крестное — избавлением от греха, ведь некогда древо познания добра и зла стало причиной грехопадения. Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление.
Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление
Новая Ева, чистая отроковица Дева Мария, ради всего падшего человечества стала Богородительницей. В этом смысле Дева Мария представляется целью ветхозаветной истории, начавшейся с детей Евы.
Святитель Григорий Палама отмечает, что Бог избрал Сифа. Этим была избрана Та, Которой надлежало стать Матерью Божией. Так имело свое начало в самих детях Адамовых и исполнялось в последующих поколениях спасение мира[10].
Когда же пришло время исполниться этому пророчеству, были избраны Иоаким и Анна, в доме и стране Давида. Бог на этот раз обещал и даровал дитя, которому предстояло стать Матерью Бога.
То есть фраза о ликовании Евы вкратце освещает всю историю Ветхого Завета, кульминацией которой было Рождество и Введение во храм Пресвятой Девы Марии.
Именно об исполнении пророчества «торжествуют все пределы мира», поскольку исполнение его стало спасением от вечной смерти. Заканчивается кондак так, как начинался тропарь, — прославлением великого милосердия Божия.
***
Богослужебные тексты воскресного дня раскрывают собой многие аспекты богословия: и христологии, и сотериологии, и даже антропологии. К сожалению, в настоящее время эти тексты для многих стали привычными, и православные верующие, которые посещают богослужение, воспринимают их как нечто рядовое. Но нельзя забывать, что тексты воскресного богослужения говорят о самом важном событии в человеческой истории: Воскресении Христовом, а значит, изучение и осмысление их чрезвычайно важно для православного христианина.