«РЕВНИТЕЛЬ АПОСТОЛЬСКИХ ПРЕДАНИЙ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Комментарий к тропарю святителя Тихона, Патриарха Московского

Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России

Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России

9 октября Русская Церковь празднует память и день прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.

Святитель Тихон (Белавин) был избран Патриархом Московским и всея Руси после восстановления патриаршества на Всероссийском Поместном Соборе, 15 августа 1917 года. 21 ноября (4 декабря по новому стилю) в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля состоялась его интронизация.

Принять управление Русской Церковью в этот тяжелейший период было настоящим подвигом

Несомненно, для Русской Церкви это было знаменательное событие, но при этом на святителя Тихона это налагало огромную ответственность, поскольку гонения на Церковь только начинались, и принять управление Русской Церковью в этот тяжелейший период было настоящим подвигом.

И действительно, вся жизнь святителя Тихона является исповеданием Христа. Он всеми силами старался сохранить чистоту Православия от нападок советской власти.

Тропарь святителю Тихону звучит следующим образом:

Тропарь:

«Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси»[1].

Ревнитель апостольских преданий

В начале тропаря святителя Тихона называют «ревнителем апостольских преданий». Термин «предание» многозначен. Одно из значений – «передача по наследству»[2]. И действительно, мы можем предположить: не за любое предание готовы умирать, но только за то Предание, которое передано через апостолов Святым Духом, за то Предание, которое спасает человека от смерти.

Складывается вроде бы парадоксальная ситуация: человек, идя на смерть ради апостольского Предания, обретает жизнь. Это перекликается со словами Спасителя:

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25).

Святитель Иоанн Златоуст пишет:

«Вам беспрестанно должно быть готовыми на смерть. Ведь и ныне уже возгорается ужасная брань. Потому не сиди дома, но пойди и сражайся; если и падешь на брани, в ту же минуту оживешь»[3].

И он продолжает мысль, показывая, что те воины, которые сражаются за земных царей, не могущих дать воскресения, становятся непобедимыми в глазах своих врагов. И тем более непобедим человек, если он сражается за Христа, Владыку жизни, Который воскресит его в последний день.

Предание апостолов – это Предание Иисуса Христа, которое освящается Святым Духом и ведет Тело Церкви к Господу. Ревнителем именно такого Предания, оживляющего человека и не дающего ему умереть, и был святитель Тихон. Именно поэтому В.Н. Лосский пишет:

«Мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума»[4].

Добрый пастырь Христовой Церкви

Далее в тропаре святитель Тихон именуется «добрым пастырем Церкви Христовой». Это евангельский образ, ведь и Христос называет себя Пастырем в притче о добром пастыре и наемнике: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).

В сложный период Церкви святой принял на себя управление Церковью, понимая, что начинаются времена гонений, предательств и клеветы, но истинный пастырь не оставит свою паству и даже отдаст за нее жизнь, чтобы волки не расхитили ее. Так и произошло. Святитель Тихон отдал свою жизнь за то, чтобы раскольники и еретики не смогли совратить души христиан, и всячески, даже до смерти, способствовал сохранению в людях православной веры.

Избран жребием Бога

В тропаре отражен момент избрания Митрополита Тихона на патриарший престол: «жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим».

После четырех туров голосования Всероссийский Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и Митрополита Московского Тихона. Патриарха предстояло избрать жребием, и он пал на Митрополита Тихона.

В ветхозаветной книге Притч сказано, что при решении важного вопроса бросали жребий и его решения считали от Господа:

«В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16, 33).

В конце тропаря мы обращаемся к святителю с целым рядом молитвенных просьб

В Новом Завете при выборе апостола на место отпадшего Иуды также руководствовались жребием. Жребий служения – то, что дается от Господа, и человек решает, принимать его или нет:

«Мужи братья, надлежало исполниться Писанию, в котором Дух Святой предсказал устами Давида об Иуде, ставшем проводником для взявших Иисуса, потому что он был сопричислен к нам и получил жребий этого служения» (Деян. 1, 12–26).

Слово «жребий» имеет следующие значения «доля, судьба, удел, кусок»[5]. Так, святитель Тихон принял жребий служения, которое предполагало лишения и даже смерть, что святитель прекрасно осознавал, – и все равно принял Божию волю и покорился ей.

В конце тропаря мы обращаемся к святителю с целым рядом молитвенных просьб. Мы просим сохранить в тишине Русскую Церковь, отпавших от православной веры снова вернуть к ее Животворящему Источнику, сохранить мир в стране и попросить у Бога благодать для приобретения мира.

***

Святитель Тихон стал Патриархом в сложное для России время, когда стало ясно, кто является истинным чадом Церкви, а кто – ее предателем.

Спустя 2000 лет Церковь сияет своими святыми мучениками, которые готовы умирать за Христа и не предавать его. Святитель Тихон является истинным пастырем своих чад, поскольку он не отказался от них и не отказался от жребия, который выпал на его долю, а именно – исповедания Христа в годы гонений, смерти от рук гонителей. В награду он прославлен Господом в лике святых.

Лариса МаршеваВасилий Рошка

[1] Служба святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси // Минея дополнительная. Выпуск 1. М., 2005. С. 22.

[2] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 18. М., 1992. С. 174.

[3] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Кн. 2. М., 2010. С. 67.

[4] Лосский В.Н. Предание и предания // Боговидение. М., 2006. С. 682.

[5] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 122.

https://pravoslavie.ru/142208.html