«РАДУЙСЯ, ЖИВОНОСНЫЙ КРЕСТЕ»: КОММЕНТАРИЙ К САМОПОДОБНУ СЛУЖБЫ КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: stsl.ru

Фото: stsl.ru

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная: в воскресенье совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к самоподобну службы Крестопоклонной недели.

В православной традиции в третье воскресение Великого поста происходит торжественное изнесение Честного и Животворящего Креста Господня из алтаря в центр храма для поклонения. После Крест остается в центре храма на протяжении всей седмицы. Считается, что Крестопоклонная неделя является самым торжественным днем Святой Четыредесятницы[1].

Подобный чин совершается в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день памяти Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.

Празднование в честь Животворящего Креста Господня в середине Великого поста связано с перенесением подножия Креста из сирийского города Апамеи в Константинополь при императоре Юстине, о чем свидетельствуют рукописи Иерусалимской библиотеки XIII века[2].

Богослужебные тексты третьей недели Великого поста красивы и возвышенны. Они изобилуют художественной персонификацией, аллегорией и противопоставлениями. Стоит проанализировать яркий пример употребления персонификации в богослужебном тексте – самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте».

Самоподобен (греч. αύτόμελον) – богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику, мелодию и выступающее образцом для других.

Знаменитые стихиры Кресту «Радуйся, Живоносный Кресте», написанные по образцу самоподобна пятого гласа «Радуйся, постников похвало», приводят нас к воспоминаниям о Крестной смерти Спасителя и одновременно о торжестве и победе над ней через Воскресение[3].

Церковнославянский текст самоподобна службы таков:

«Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения; даруяй миру велию милость»[4].

Приведем также и его греческий оригинал:

«Χαίροις ὁ ζωηφόρος Σταυρός, τῆς εὐσεβείας τὸ ἀήττητον τρόπαιον, ἡ θύρα τοῦ Παραδείσου, ὁ τῶν πιστῶν στηριγμός, τὸ τῆς Ἐκκλησίας περιτείχισμα· δι᾿ οὗ ἐξηφάνισται, ἡ φθορὰ καὶ κατήργηται, καὶ κατεπόθη, τοῦ θανάτου ἡ δύναμις, καὶ ὑψώθημεν, ἀπὸ γῆς πρὸς οὐράνια. Ὅπλον ἀκαταμάχητον, δαιμόνων ἀντίπαλε, δόξα Μαρτύρων Ὁσίων, ὡς ἀληθῶς ἐγκαλλώπισμα, λιμὴν σωτηρίας, ὁ δωρούμενος τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος»[5].

Существуют переводы данного литургического песнопения и на русский язык. Вот некоторые из них.

Перевод Михаила Николаевича Скабаллановича:

«Радуйся, Живоносный Крест, неодолимая победа благочестия, дверь рая, опора верных, ограда Церкви, которым разрушено и упразднено тление, и попрана власть смерти, и мы вознесены от земли на небо, непобедимое оружие, противник бесов, слава мучеников, как и воистину украшение преподобных, пристань спасения, дарующий миру великую милость»[6].

Перевод игумена Силуана (Туманова):

«Радуйся, несущий жизнь Крест, знак неодолимой победы благочестия, дверь рая, сила верных, Церкви охрана, которым разрушено и уничтожено проклятие, и попрано царство смерти, и мы вознесены от земли к небесам; оружие непобедимое, демонам противоборствующий, слава мучеников, преподобных истинное украшение, пристанище спасения, дарующий миру великую милость!»[7].

Радуйся

Самоподобен начинается со слова «радуйся» – древнего приветствия, которое можно соотнести с современным «здравствуй». Так люди обращались друг к другу при встрече или в начале письма. Этим одушевленным обращением автор делает акцент на величии Креста Господня.

«Радуйся» – таким обращением ко Кресту как к живому существу подчеркивается величие Креста Господня

Стихира Крестопоклонной недели начинается с исключительно личного обращения ко Кресту как к живому существу, которое способно слышать молитвы и отвечать на них, что может смутить некоторых верующих.

Стоит заметить: подобный гимнографический прием одушевления Креста Господня не был характерен для богословия древних отцов Церкви[8]. Однако Православная Церковь в богослужебных текстах и богословской литературе имеет опыт молитвенного обращения ко Кресту яко одушевленну. Подобный прием также встречается, например, в службе Прощеного воскресенья, где автор от лица изгнанного Адама обращается к райскому саду: «Шумом листвий твоих Содетеля всех моли»[9].

Это в очередной раз показывает возможность такого гимнографического приема.

Крест, носящий жизнь

Продолжая одушевленное обращение ко Кресту, автор называет его «Живоносным», что в переводе с церковнославянского обозначает «носящий в себе жизнь»[10]. После грехопадения в мире появляется смерть. Здесь же Крест именуется не просто носящим в себе жизнь, но является прообразом райского древа жизни.

Мы становимся непосредственными сопричастниками той великой благодати, которой были удостоены Адам и Ева в раю, имея возможность вкушения плода от древа жизни, ведь Крест – это символ триумфальной победы жизни над смертью.

Крест – радость Церкви

«Благочестия непобедимая победа». Прежде всего стоит сказать, что «непобедимая победа» – это оксюморон, то есть стилистическая фигура речи, которая объединяет слова с противоположным, взаимоисключающим значением, использование которой в данном случае особенным образом подчеркивает величие Креста Господня[11].

Вся христианская жизнь в ее подлинном смысле – вечная борьба с диаволом, грехами, миром. И целью этой борьбы является победа над грехом и достижение Царствия Божия. В христианской мысли Крест и поклонение Кресту – это всегда победа. Причем победа в наивысшем смысле этого слова – «непобедимая победа».

Крест – это всегда победа, причем победа в наивысшем смысле этого слова – «непобедимая победа»

Ее можно понимать как победу над внешним, физическим врагом. Так, например, Константин Великий одерживает победу над Максенцием после явления на небе Креста и впоследствии нанесения его воинами на щиты – как знак покровительства над ними христианского Бога.

Это можно толковать и как победу над врагом духовным, то есть нечистой, бесовской силой. Достаточно вспомнить икону «Сошествие Христа во ад», где изображен Христос, стоящий на Кресте, под которым побежденный ад. Христос разбивает оковы ада Своим Распятием на Честном и Животворящем Кресте.

«Дверь райская». Церковь богословствует о Кресте как о райской двери. Крест отворяет заключенный рай и вводит в него благоразумного разбойника (см.: Лк. 23: 42–43), который уверовал в Спасителя. Такую же возможность после Крестной смерти и светлого Воскресения Иисуса Христа имеет каждый человек.

«Верных утверждение». В Новом Завете «верными» называются все уверовавшие во Христа. Слово «утверждение» (греческое στηριγμός) обозначает поддержку и внутреннюю, душевную твердость[12]. Святой апостол Петр увещевал в своем письме:

«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения (2 Пет. 3: 17).

Крест Христов является не только дверью, но и вспомогательным, поддерживающим, дающим силу помощником в деле достижения Царствия Небесного.

«Церкве ограждение». Собрание верующих есть Церковь Христова, которой необходима защита, ограждение. Грехи человеческие ослабляют земную Церковь, а Крест является стеной – именно в этом значении употреблено слово «ограждение» – греческое περιτείχισμα. Крест – та стена, которая ограждает Церковь от козней диавольских.

Вознеслись от земного к небесному

Стихира говорит о подверженности тлению человека и о победе Христа над смертью, показывая великую силу Креста Господня: «Тля разорися и упразднися».

«Тля» («тление») в греческом оригинале данной стихиры используется в форме φθορά – подверженность человека таким страдательным состояниям, как жажда, голод, физическая усталость, боль и т.д.[13]. Сила Креста Господня дает людям не только поддержку, но и вместе с этим разрушает и уничтожает немощи, которым человечество стало подвержено после грехопадения.

Сила Креста Господня дает не только поддержку, но и разрушает и уничтожает наши немощи

Автор самоподобна напоминает молящимся, что Иисус Христос через крестные страдания и мученическую кончину, смерть и тление дает каждому человеку возможность ходить в обновленной жизни и возродиться к «наследству нетленному, чистому, неувядаемому» (1 Пет. 1: 4).

Смерть Спасителя на Кресте разрушила иную смерть:

«Господь Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, попрал, то есть разрушил, унизил двоякую смерть, смерть греха и смерть плоти»[14], – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Иисус Христос возносит нас Крестом «от земли к небесным», давая возможность каждому человеку из греховного состояния достичь Царствия Небесного.

Оружие непобедимое, пристанище спасения, даруяй миру велию милость

Завершается самоподобен словами: «Слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость». Смысл данных слов заключает в себе одну из самых главных христианских истин о том, что не только для мучеников и преподобных Крест имеет такое значение, но и для всех спасающихся людей[15].

Здесь говорится о силе Креста, он называется непобедимым оружием против греха, против силы бесовской: Крест – «бесов сопротивоборче». И снова Крест выступает как живой, противодействующий бесовской силе.

Уже в самом конце самоподобна, в его третьей, эпилогической части автор через прославление непобедимой силы Креста Господня подводит молящихся к торжественному прославлению сонма мучеников, преподобных и всех святых.

Крест – «слава мучеников», поскольку они, пострадав за Христа, уподобились его Крестным страданиям и страшному Распятию, чем и восприняли славу, подобную славе Воскресения Христа.

Крест – «преподобных удобрение», украшение Церкви Христовой. Он – «пристанище спасения» и спасение всех переживающих трудные обстоятельства[16].

Завершающая, просительная часть стихиры вписывает прославление Креста в богослужебное время: это просьба в середине Великого поста о даровании великой и благой милости.

***

Животворящему Кресту Господню посвящено множество молитв, песнопений, которые непрестанно славят Крест Христов как центр духовной жизни, мироздания и спасения всех верующих, связывая его с новыми образами и символами.

Лариса МаршеваИоанн Щербенко

[1] Кашкин А.С. Литургика. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2018. С. 230.

[2] Лукашевич А.А. Крестопоклонная неделя // Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 609–611.

[3] Никон (Скарга), иеродиакон. Основные принципы построения поэтических текстов в церковной гимнографии. Дипломная работа. Калуга, 2012. С. 71.

[4] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К., 2003. С. 73.

[5] Τριωδιον κυριακη ορθροδοξιασ // https://glt.goarch.org/texts/Tri/t28.html.

[6] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 74.

[7] Силуан (Туманов), игумен. Крест как начало катехизации // https://prichod.ru/liturgical-traditions/13338/.

[8] Иларион (Алфеев), епископ. Православие. Т. 1. М., 2008. С. 596.

[9] Триодь постная. М., 2012. С. 77.

[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 102.

[11] Кашкин А.С. Литургика. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди. С. 230.

[12] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1644.

[13] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2003. С. 124.

[14] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений: В 12 т. Т. 1. СПб., 1895. С. 729.

[15] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К., 2003. С. 74–75.

[16] Иоанн (Лудищев), иеромонах. Соединить свой крест с Крестом Христовым. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня // https://pravoslavie.ru/116050.html.

https://pravoslavie.ru/138422.html