«Пришёл час»: о чём молился Христос перед арестом?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В руке Божией

Молитва — это разговор с Богом. О чём говорим мы, беседуя с нашим Творцом? Как правило, о чём-то просим: о здоровье, благополучии, успехах в житейских делах. Во время своего пребывания на земле молился Богу Отцу и Иисус Христос. Самая проникновенная молитва, произнесённая Сыном Божиим незадолго до Его крестных страданий, звучит в храмах на литургии в Неделю 7-ю по Пасхе. О содержании семнадцатой главы Евангелия от Иоанна рассказывает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Молитва, которой нет в молитвословах

«Отче! Пришел час…», — такими словами начинается молитва Иисуса Христа, которую принято называть Первосвященнической. Подобно великим священникам, приносившим жертвы за грехи Израиля во времена Ветхого Завета, Сын Божий добровольно шёл на Голгофу, чтобы принести в жертву за грехи всего человечества Самого Себя.

Находясь последние часы до ареста со Своими учениками, Господь молится Богу об их укреплении в вере, о сохранении от зла, о духовном единении верующих. Поразительно, но эту важнейшую молитву мы не найдём ни в одном православном молитвослове. И это не случайно, ведь на такой особый разговор с Богом Отцом имел право только Христос.

Не всякий верующий знает, что такая молитва существует. Но между тем, здесь раскрываются истины, которые и объясняют причины крестных страданий Иисуса Христа, и показывают взаимоотношения лиц Святой Троицы, и приводят законы только зарождающейся Церкви Христовой.

По содержанию Первосвященнической молитвы всю 17-ю главу Евангелия от Иоанна делят на три части. Это молитва Иисуса Христа о даровании Ему, как Богочеловеку, божественного величия (Ин. 17:1-5); молитва Христа о Его учениках (Ин. 17:6-19) и молитва обо всех верующих в Него (Ин. 17:20-26). Рассмотрим каждую из этих частей.

«Прославь Сына Твоего»

Первое слово молитвы — «Отче». Естественно, здесь возникает параллель с самой известной молитвой, оставленной Иисусом Христом, которую мы называем молитвой Господней, или «Отче наш». Но в Первосвященнической молитве уже нет слова «наш», ведь обратиться к Богу Отцу «Отче Мой» мог лишь Единородный Сын.

«Пришёл час», — говорит Спаситель, возводя Свои очи на небо. И это был не просто взгляд, спокойно устремлённый вверх. Приближался час наивысшего страдания абсолютно безгрешного Христа, и в эти минуты Господь прибегает к молитве. «Возвести очи» означает вложить в моление всю силу душевных переживаний. Может быть, даже поднять обе руки вверх, как это делает священник в важнейшие моменты богослужения.

Давайте вспомним мытаря из известной притчи (Лк. 18:9-14). Он стоял в храме, не смея поднять глаз на небо, осознавая всю тяжесть своих грехов. Господь же взирал на небо, предвидя всё, что Ему предстоит пережить.

Выражение «пришёл час» несколько раз встречается на страницах Евангелия. «Ещё не пришёл час Мой», — говорил Господь на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:4). «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришёл час Его» (Ин. 7:30). «Иисус же сказал им в ответ: пришёл час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23).

О каком часе идет речь? О часе смерти, который после Воскресения и Вознесения приведёт к прославлению человеческой природы. Фактически, всё земное служение Господа было преддверием этого Часа. Конечно, будучи Богом, Христос не нуждался в молитве. Но Он был ещё и человеком.

Примером личной молитвы Господь наставляет и нас прибегать к общению с Богом. Причём, если час Своей смерти Он выбрал Сам, то мы никак не можем предугадать день своей кончины или каких-то страданий. Поэтому подобно разумным девам, ждавшим жениха (Мф. 25:1-13), мы должны постоянно бодрствовать и молиться. А уже наш Небесный Жених выберет для встречи такое время, которое будет наиболее полезным для спасения нашей души.

Час Иисуса начался с воскрешения умершего Лазаря. С этого момента фарисеи и первосвященники приняли окончательное решение убить Христа.

«Прославь Сына Твоего», — просит Иисус. Здесь речь идёт не о земной славе или почёте. Прославить — значит открыть Сына тем людям, которые не понимали искупительной миссии Иисуса Христа. А ведь Господь страдал в том числе и за них.

Далее Спаситель просит о даровании людям жизни вечной — а она заключается в познании живой верой истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Здесь впервые Сын Божий назван Иисусом Христом — именем, которое впоследствии стало привычным.

Удивительно, какую заботу проявляет Господь: людям, готовящим для Него мучения и смерть, Он хочет подарить вечную жизнь.

«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). В этой просьбе подчёркнуто, что Христос — не обычный человек, не творение Божиим. Он — от начала Сущий, а значит — единороден Отцу по Своему Божеству. Теперь же Он молится об обожении человеческой природы.

«Я о них молю»

Во второй части молитвы Христос ходатайствует об апостолах и других учениках, которые в будущем должны продолжить Его миссию.

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17:6). Это имя — Отец. Ветхозаветные праведники обращались к Богу как к Господу, Царю, Судии, Творцу, но не как к любящему Отцу. Теперь люди получили такую возможность: они узнали, что Бог есть любовь и Он готов отдать самое дорогое — Своего Сына — ради спасения человечества.

«Не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне», — продолжает Иисус. Здесь подчёркивается, что ученики пришли ко Христу благодаря Богу Отцу. Фраза о «тех, которых Ты дал Мне» повторяется в молитве семь раз! Как это понимать? Вспомним слова апостола Павла из послания к Римлянам: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал…» (Рим. 8:29-30). Три глагола — предузнал, предопределил, призвал — показывают нам действие благодати Божией. Апостолы откликнулись на этот призыв — и стали учениками Христовыми.

Теперь, оставляя мир, Спаситель просит Небесного Отца уберечь Своих последователей от ошибок и падений. «И всё Моё Твоё, и Твоё Моё», — говорит Он. Этой фразой вновь подчеркивается пример единения Отца и Сына. О единстве учеников молится Господь.

В повседневной жизни даже между близкими людьми часто возникают споры и ссоры. Гордыня, ревность, желание превосходства приводят к конфликтам в семье и в совместной деятельности. Если бы такие склоки царили между апостолами, то Церковь Христову как союз верующих людей было бы невозможно создать.

Отобрав из всего человечества двенадцать учеников, Христос посеял в их сердцах семя веры. Впоследствии эти семена дали большой урожай, сбор которого продолжается и поныне. Поэтому фразой «не о всём мире молю» Господь учит нас молиться прежде всего не о чём-то глобальном и массовом, а о самом необходимом, а уже потом переходить к более общим целям.

«Да будут все едино»

Третья часть Первосвященнической молитвы — это прошения о будущей Церкви, то есть обо всех верующих в Него. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня» (Ин. 17:20).

В отношении учеников Христос выражает пять прошений. Проецируя каждое из них на нас, современных христиан, можно увидеть, соответствуем ли мы евангельским идеалам. Итак, Господь просит: чтобы ученики были соблюдены и никто из них не погиб; чтобы они имели радость совершенную; чтобы Отец сохранил их от зла; чтобы они были освящены истиной; чтобы они имели единство между собой.

И вновь через все прошения проходит мысль о почитании Господа, о единстве и любви. Этих качеств не хватало человечеству в начале первого века. Их недостаёт и двадцать столетий спустя.

«Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою», — торжественно провозгласил Иисус Христос. Сейчас Господь пребывает в Вечном Царстве. Туда, в сияние радости и света, Он призывает каждого из нас.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/prishyol-chas-o-chyom-molilsya-hristos-pe...