«Оптинский Афон». Николай Головкин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Оптинский Афон»
20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, престольный праздник Иоанно-Предтеченского скита Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

30 лет назад, 18 марта 1990 года, в скиту был освящен возрожденный храм св. Иоанна Предтечи.

Справа от южных Святых врат Оптиной пустыни начинается дорога в монастырскую рощу – мемориальную часть Национального парка «Угра». Здесь два столетия назад был устроен по афонскому общежительному уставу «оптинский Афон» – Иоанно-Предтеченский скит, который, по образному выражению И.М. Концевича, стал сердцем Оптиной пустыни, создал ее историческую славу.

В то время Калужской епархией управлял святитель Филарет (Амфитеатров), впоследствии митрополит Киевский, архипастырь, отличавшийся особенным монахолюбием и личным аскетическим житием.

Преосвященный Филарет пожелал устроить Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пустыни для того, чтобы по временам удаляться в него. Он пригласил для этого дела преподобного Моисея, который был представлен ему в 1820 году во время своего паломничества в Оптину.

Будучи привлекаем архипастырской любовью владыки, а также благосклонностью и вниманием игумена монастыря отца Даниила (Александрова), преподобный Моисей принял их предложение, и в 1821 году преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся до того в рославльских лесах, с двумя преданными им монахами отцом Иларием и отцом Савватием отправились в Оптину пустынь.

Место для скита, настоятелем которого был назначен преподобный Моисей, было выбрано в 170 саженях от обители с восточной стороны в густом лесу. Отец Антоний самоотверженно трудился наравне с наемными рабочими над расчисткой места для постройки, выкорчевывая пни вековых сосен.

В 1822 году преподобный Антоний был определен в число братии скита. В 1823 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1827 году – в иеромонаха. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита.

* * *

Главный храм скита, где богослужения совершаются по особому скитскому уставу, построен преподобными Моисеем и Антонием в 1822 году. Этот деревянный храм срублен из того самого леса, который рос на месте скита. Он освящен в честь праздника Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В бытность преподобного Антония начальником скита его насельниками стали будущие знаменитые старцы Лев (Наголкин) и Макарий (Иванов).

И преподобный Моисей, и преподобный Антоний, сами обладавшие немалыми духовными дарами, внутреннее руководство обителью и скитом передали старцам.

Духовными трудами и молитвами великих старцев Льва и Макария утверждалось старчество в Оптиной. И этот «золотой век» в истории обители принес ей не только всероссийскую, но и мировую славу.

* * *

За годы советской власти храмы и колокольня скита лишились глав, некоторые святыни были утрачены. Ограда скита была сломана. Многие деревья в роще, разделявшей обитель и скит, срублены.

1 февраля 1990 года Оптиной пустыне была передана бoльшая часть скита (другая часть оставалась у литературного отдела Козельского музея до 2005 года). 18 марта 1990 года освящен храм св. Иоанна Предтечи.

Это чудо, что, несмотря на немилосердное советское время, фашистскую оккупацию, когда в «сердце Оптиной» на короткое время останавливались немецкие солдаты, и сам скит, и хибарка старца Амвросия уцелели.

После передачи в 1990 году скита Оптиной пустыни за прошедшие годы здесь удалось возродить многое. А для хибарки старца Амвросия, несмотря на то, что новодел обошелся бы обители гораздо дешевле, потребовалась кропотливая научная реставрация.

В результате сохранены и потолки, и фрагменты полов и стен, которые помнят старца Амвросия. Именно он стал прообразом знаменитого старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. После смерти трехлетнего сына Федор Михайлович отправился в Оптину.

«Это кающийся», – так впоследствии отозвался о Федоре Михайловиче старец Амвросий, с которым несколько раз удалось побеседовать писателю.

Шесть раз побывал в Оптиной Лев Толстой. В последний раз он приехал в обитель в 1910 году, незадолго до смерти, будучи уже отлученным от Церкви. Лев Николаевич намеревался побеседовать со старцами, но так и не решился войти в Предтеченский скит.

На смертном одре Лев Николаевич попросил отправить в Оптину телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца.

К писателю приехал преподобный Варсонофий. Но близкие Толстого, включая его секретаря Черткова, не допустили старца к умирающему.

Преподобный Варсонофий сильно страдал от того, что не смог в последний момент принять покаяние, примирив с Церковью великого писателя.

«Скит наш есть своего рода станция от земли к небу», – такое емкое определение дал член Санкт-Петербургской академии художеств и Д.М. Болотов (1837–1907), ставший впоследствии иеромонахом Даниилом, который подвизался в скиту и основал в монастыре живописную мастерскую.

…До преподобного Амвросия никто из старцев не открывал двери своей келии женщине. Он же не только принимал множество женщин, но и был их духовным отцом.

Мог старец помочь не только людям образованным, но и неграмотной крестьянке. А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

* * *

Ныне круг богослужений в скиту, как и в прежние времена, начинается с полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем – утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов. 

Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».

«Здесь у нас в скиту – рай земной, – писал о жизни братии преподобный Никон Оптинский. – У нас на вратах на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: "Коль возлюблена селения Твоя, Господи", – и воистину так».

* * *

Паломники-мужчины допускаются на богослужения в скит – «открытые» литургии – только четыре раза в году (женщины не допускаются совсем). Такие дни есть в течение каждого времени года – они приурочены к большим праздникам.

Зимой это 20 января – Собор Иоанна Предтечи, весной – понедельник Светлой седмицы, летом – 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и наконец осенью – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

…Келия старца Амвросия в «хибарке» стала мемориальной и открыта постоянно для посетителей не только мужчин, но и женщин.

* * *

Идём через рощу по дороге, по которой ходили и сами старцы оптинские, и их знаменитые и самые простые гости-богомольцы. Некоторые деревья по сторонам дороги весьма солидного возраста, также помнящие «золотой век» Оптины.

Скит и колодезь во имя Амвросия Медиоланскаго возникают впереди перед нами неожиданно и радостно. В благоговении стоим перед Святыми вратами и молимся. Справа от них – хибарка старца Амвросия, знаменитое крыльцо, перед которым в ожидании приема и получения духовного совета собирались многочисленные богомольцы.

…Сегодня на прием к старцу пришли мы. Входим с волнением в хибарку. На стенах –   иконы, портреты, фотографии, карта скита с храмами, келиями, хозяйственными постройками. Вся его история наглядно проходит перед нами.

* * *

И над «Оптинским Афоном» был и всегда будет Покров Царицы Небесной, одним из земных уделов которой стала Святая Гора Афон.

С глубоким волнением молимся перед Ее чудотворными образами и в келии старца Амвросия, и в келии преподобного Иосифа, келейника и духовного преемника великого Оптинского старца.

Как мы знаем из жития старца Иосифа, он один из немногих, кого можно назвать «избранником Божией Матери». Старец удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной. Посещала Она его и в хибарке во время тяжелой болезни.

Матерь Божия, верим, и сегодня незримо присутствует здесь.

Пресвятая Богородице, спаси нас!


Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ