«Мертвые» монастыри Сирии: преподобный Марон Пустынник и его город
Значительную часть мирового культурного наследия Сирии представляют храмы и монастыри, история которых уходит в глубину веков. Когда-то величественные святыни определяли жизнь целых городов, развивавшихся вокруг них. Останки этих архитектурных памятников до сих пор красноречиво свидетельствуют о великих христианских подвижниках, живших на земле Ближнего Востока. О значении древнего города Брада, близ которого подвизался преподобный Марон Пустынник, об истории этой местности и ее современном положении рассказывает уроженец Дамаска, член Антиохийской Православной Церкви, филолог Фади Мфарредж.
Святой Марон (сир. ܡܪܝ ܡܪܘܢ) – отшельник, монах и священник, живший на севере Сирии в V веке († до 452 г.), считается одним из самых известных сирийских подвижников. Память преподобного Марона совершается 14/27 февраля. Следует заметить, что имя «Марон» в Сирии очень распространено, и его носили еще несколько прославленных святых. Но ниже речь пойдет только о преподобном, чье житие описано епископом Феодоритом Кирским.
О жизни и деятельности святого Марона повествует епископ Феодорит Кирский в книге «История избранных Богом», написанной им около 423 года. Также сохранилось письмо святителя Иоанна Златоуста, адресованное святому Марону в начале V века. «От Иоана Златоуста аскету и священнику Марону» (около 401–407 гг.). О подлинности и самом факте существования этого письма среди церковных историков ведутся споры, и их разрешение можеть стать единственным достоверным ответом на вопрос, был ли Марон священником.
Святой Марон родился во второй половине IV века, был сирийцем по языку и национальности. Он жил в пределах северного региона Сирии, также называемого Аль-Джавфа, столицей которого в то время была Антиохия. В юности Марон оставил мирскую жизнь и удалился отшельником на гору в районе Кира к северо-западу от города Алеппо. Он освятил заброшенный языческий храм на вершине этой горы, где когда-то местные язычники совершали ритуалы поклонения своему богу – Набу (месопотамское божество). Святой проводил день и ночь под открытым небом, лишь изредка укрываясь в небольшой палатке. Вскоре слава о подвижнике широко распространилась среди жителей окрестных сел и городов, они стали приходить послушать его проповедь и учение, а также посмотреть на чудеса исцелений и изгнания нечистых духов, которые совершал Марон.
Феодорит Кирский сообщает, что «…по кончине святого Марона между окрестными жителями произошла ожесточенная битва с целью захватить его тело, и близлежащий город был переполнен людьми». Эти события относятся к городу Брад, который был административным центром на севере Сирии. Он расположен в трех километрах к югу от горного хребта, в ареале которого находится множество христианских и языческих памятников. Реликвии, обнаруженные при раскопках в Браде, могут сообщить многое о почитании христианских святых в северной Сирии.
Для погребения мощей святого Марона жители города Брад построили небольшую церковь, примыкающую к величественному Юлианскому храму. Церковь имела квадратную форму с апсидой и была сложена из камней. Диаметр каждого камня составляет 1 метр 10 сантиметров. Очевидно, некоторые камни были перенесены с близлежащего языческого капища, что свидетельствует о духовном влиянии святого отшельника на его окружение: преподобный Марон имел добродетель преобразовывать идолопоклоннические капища в храмы, где прославлялся Господь. Пол в храме был украшен мозаикой с надписью на греческом языке, которая гласит, что «к северу от сего места находится каменная гробница, в которой погребен святой Марон». Сирийские христиане на протяжении столетий чествовали преподобного Марона, поклоняясь его мощам.
Позднее вокруг храма возникла монашеская обитель, впоследствии достигшая большого значения и процветания. Согласно древним источникам, в начале второго тысячелетия христианской эры число ее насельников достигало 800 человек. Из-за частых набегов обитель подвергалась разграблениям и разрушению, но регулярно отстраивалась и пополнялась новыми монахами вплоть до конца византийской эпохи.
Немного расскажем читателю о самом городе Брад. Слово «Брад» на сирийском языке означает «холод». Также Брад известен в греческих текстах как «Кефро Брада». По мнению русского историка Георгия Чаленко, история возникновения города восходит к II веку. Поселение возникло вокруг языческого храма и активно развивалось в начале III века. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в городе была гостиница, и в тот же период был построен район для богатых людей: просторные виллы, окруженные садами, а также огромный мавзолей и римские бани, старейшие в этом регионе. Город Брад еще известен тем, что здесь в 402 году была возведена церковь, являющаяся второй по величине во всей северной Сирии после церкви святого Симеона аль-Амуди (Симеона Столпника) в Алеппо. Гора Симеон, связанная с подвигом святого Симеона Столпника, находится всего в шести километрах от Брада.
Брад особенно процветал в византийскую эпоху, затем наступило время запустения. Теперь сам город занимает небольшую площадь, скорее это древняя сирийская деревня, считающаяся частью Забытых городов (другое название – Мертвые города [1]). Население Брада сейчас составляет около пятисот человек, проживают там только курды-мусульмане. Брад расположен в сорока километрах к северу от Алеппо и административно входит в состав Алеппского городского округа. С 2004 года это место снова стало посещаемым, и причина заключалась в признании города Брад официальным местом почитания преподобного Марона Пустынника, которое сделала Маронитская архиепископия Алеппо.
Meстонахождение мощей святого Марона до сих пор точно неизвестно. Согласно одним источникам, мощи преподобного Марона находятся в сирийском городе Эр-Растан в провинции Хомса; по другим – в селении Брад к северу от города Алеппо. По утверждению Маронитской архиепископии Алеппо и Университета Святого Духа в Каслике (Ливан), а также на основании выводов археологических миссий США, основным местом паломничества признан монастырь в Браде. Эта версия официально поддерживается сирийским министерством туризма. Часть мощей (глава) святого Марона в Средние века была увезена крестоносцами в Италию, в город Фолиньо, где до сих пор хранится в серебрянном сосуде, выполненном в виде бюста преподобного. В 2013 году в дар Русской Православной Церкви была передана частица мощей, которая теперь находится в московском храме преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех на Якиманке.
До начала сирийской войны район, где находились руины монастыря святого Марона, был местом масштабного паломничества христиан со всего мира. Были подготовлены проекты восстановления монастыря, сообразного древнему, с комплексом паломнических служб при нем. Война помешала осуществлению этих планов.
Археологические останки монастыря располагаются на территории, контролируемой вооруженными формированиями в округе Идлиб, которые в настоящее время находятся в состоянии войны с сирийским государством. Большинство информационных источников сообщают, что этот район подвергся большим разрушениям и разграблению древних памятников. Реальные потери невозможно оценить до тех пор, пока не прекратятся боевые действия и не воцарится мир на нашей земле. Об этом мы постоянно молимся и просим молитвенной поддержки у всех христиан.
***
[1] Мертвые, или Забытые, города – группа из 700 заброшенных поселений на северо-западе Сирии между Алеппо и Идлибом. В поселениях хорошо сохранились архитектурные остатки жилищ, языческих храмов, церквей и т. п.
Фади и Александра Мфарредж
28 июля 2022 г.
Источник: "Монастырский вестник"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии