«Ключ без права передачи» - почему Марина плохой учитель? Галина Иванкина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976). Скриншот.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976). Скриншот

В 1970-х годах было так много хороших, при том – острых фильмов о школе, что я очень хотела поскорее вырасти и влиться в школьные ряды. К слову, учёба впоследствии меня не разочаровала... Одна из моих читательниц предложила мне разобрать «Ключ без права передачи» (1976), где мы видим привычную для позднесоветского искусства картину – учительница-новатор противостоит косному и «пресному» коллективу, причём директор – вовсе не на стороне своих «тётушек». Кирилл Алексеевич одобряет молодую-дерзкую?

Однако тут всё сложнее. Тогда сей типаж был моден – привлекательная и говорливая дама-гуманитарий дружит со своими учениками, задаёт им странные сочинения, водит на экскурсии, но при том – в личной жизни у неё какие-то сложности и даже провалы. Такова Надя Шевелёва с её гитарой, долгоиграющим «старо_девичеством» и «побегом» к доктору Лукашину; из той же когорты милая Танечка в драме «Вам и не снилось» (1980). Не мымры и не грымзы. Хорошенькие и - учат думать. Марина Максимовна в исполнении Елены Прокловой – точное попадание в тренд.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976). Скриншот.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976). Скриншот

Интересно, что ей противопоставлена скучная «химоза» Эмма Павловна, которую блистательно сыграла Лидия Федосеева-Шукшина (она же мама Ромы Лавочкина в «Вам и не снилось»!) В детстве и юности мне нравилась эта Мариночка Максимовна, эффектная в своих скромных, учительских вещах, мать-одиночка, тянущая свой нелёгкий воз. Молодая Проклова не может не завораживать, равно как эти уроки, где говорят «о высоком», а не трындят по программе. Сейчас я бы не сказала, что эта леди-педагог, хвастающаяся, что дети вручили ей «ключ» от своих сердец, мне симпатична.

«Ключ без права передачи» - почему Марина плохой учитель?

Потому что она – коварный деспот. Безусловно, антипод-химоза – вообще халтурщица и базарная мадам (беспроигрышное сочетание для отрицательной героини), однако, противопоставление Эммы Павловны и Мариночки – это выбор меж двух зол, а режиссёр Динара Асанова это показывает. Правда, не напрямую, а исподволь. Она делает вид, что всецело на стороне той, которая водит старшеклассников слушать поэтов (к слову, этот приём с живым чтением стихов уже был в «3аставе Ильича» (1965), да и Ахмадуллина с Окуджавой те же, но сменилась эпоха). А что за этой дивной ширмой?

Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976). Скриншот.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976). Скриншот

По факту Марина Максимовна, у которой нет полноценной семьи, «утаскивает» школьников в свой пустоватый мир. Одна из девочек сбегает со своего дня рождения, куда пама-мама пригласили взрослых коллег, …домой к учительнице. Там – весело, тусовка, разговоры. Марина заполняет собственные прорехи с помощью квартирников-посиделок - при свечах. Со временем у таких учительниц-подружек утрачивается чувство реальности, и они становятся, как …юродивая Елена Сергеевна (которая «дорогая») – неслучайно Эльдар Рязанов позвал на эту роль Марину Неёлову, одну из очаровательных актрис 1970-х.

Подружки! Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976). Скриншот.

Подружки! Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976). Скриншот

Конечно, мнения могут быть различными – кому-то больше нравится учитель, натаскивающий для сдачи экзаменов, а кому-то – задающий сочинение на тему «О чём бы я спросил Фёдора Достоевского?» (например), но лучше, когда всё в меру, а ученики остаются именно учениками, а не приятелями, с которыми поются песни Окуджавы, развалившись на диване. Марина Максимовна, как педагог, нулевая – просто пока она красива и полна идей, детки смотрят с обожанием, но через 5-7 лет итог будет печален – придёт поколение циников, и оно скушает Мариночку безо всякого сожаления.

Источник: блог автора