«Истинно-Православная Катакомбная Церковь» (исаакиевская). Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Неканоническая религиозная организация «Истинно-Православная Катакомбная Церковь» (исаакиевская) образовалась в результате раскола "серафимо-геннадиевской" ветви Российской Катакомбной Церкви, произведенного в 1989 г. "епископом" Исаакием (Анискиным). Возникновение это разделения стало следствием острого конфликта, возникшего между "епископом" Исаакием и Первоиерархом "серафимо-геннадиевской" ветви Российской Катакомбной Церкви "схимитрополитом" Феодосием (Гуменниковым).

Потребовав себе сан "митрополита" и право самостоятельного поставления "архиереев", "епископ" Исаакий встретил категорический отказ своего Первоиерарха. Ответной реакцией был запрет на поминовение "схимитрополита" Феодосия всеми клириками, находившимся в подчинении "епископа" Исаакия. Кроме того, "епископ" Исаакий предпринял попытку смещения Первоиерарха, проведя беседы об этом с каждым "серафимо-геннадиевским" "архиереем". Однако задуманное ему не удалось, поскольку все "епископы" ответили отказом. Единственное исключение составил "епископ Гомельский" Антоний (Пилецкий), сохранивший верность "схимитрополиту" Феодосию, но согласившийся помочь "епископу" Исаакию в поставлении нового "архиерея". В 1990 г. "епископами" Исаакием и Антонием была совершена хиротония "игумена" Илариона (Светлова) во "епископа". В том же году "епископы" Исаакий (Анискин) и Иларион (Светлов) рукоположили "иеромонаха" Афанасия (Савицкого) во "епископа". Возникновение "епископата", подчиненного "епископу" Исаакию (Анискину), завершило процесс формирования "Истинно-Православной Катакомбной Церкви" (исаакиевской).

/Слева направо/ «Епископы» Исаакий (Анискин), Иларион (Светлов), Афанасий (Савицкий)

 На Освященном Соборе Епископов "Истинно-Православной Катакомбной Церкви" (исаакиевской), проходившем 24 февраля 1991 г., было принято решение о причислении к лику святых патриарха Московского и всея  России Никона ("святитель Никон, Патриарх Великия и Белыя России - исповедник") и Григория Распутина ("святой мученик Григорий, наставник Царской семьи Романовых"). В соборном деянии новопрославленному патриарху Никону была дана туманная характеристика "первого исповедника Первосвятителя русской православной церкви, пострадавшего от антихристова духа человеческой правды". Не менее примечательно "исаакиане" отзывались и о Григории Распутине, который по их мнению "стал ходатаем пред православным Царем за народ русский", прославившим Русскую Православную Церковь "в апокалиптическое последнее время".

 Реагируя на возникновение "Истинно-Православной Катакомбной Церкви" (исаакиевской), "схимитрополит" Феодосий (Гуменников) провел Архиерейский Собор, наложивший на "епископа" Исаакия запрещение в служении. Данная мера канонического прещения резко ослабила авторитет "епископа" Исаакия, который начал быстро терять своих последователей. Желая предотвратить распад собственной церковной группировки, он анафематствовал всех "архиереев", принимавших участие в Архиерейском Соборе. Однако даже это деяние не поправило положение. В 1991 г. от "Истинно-Православной Катакомбной Церкви" (исаакиевской) отделился "епископ" Афанасий (Савицкий), вернувшийся к "серафимо-геннадиевцам" и принятый ими в сане "иеромонаха". Его примеру последовали многие священнослужители и миряне, переходившие не только к "серафимо-геннадиевцам", но и в российские епархии Русской Православной Церкви Заграницей или в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата.

 Желая восполнить произошедшие потери, "епископы" Исаакий (Анискин) и Иларион (Светлов) в 1991 г. рукоположили нового "архиерея", каковым стал "епископ" Антоний (Ильичев), уже в 1993 г. перешедший в другую церковную юрисдикцию.

 «Истинно-Православная Катакомбная Церковь» (исаакиевская) является крайне малочисленной неканонической религиозной организацией, духовно-административный центр которой располагается при женском скиту, расположенном в Вологодской области.


Источник: Анти-Раскол