«Инструкция для бессмертных» преподобного Никифора Афонского. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Преподобный Никифор Афонский

Никифор Афонский или, как его еще называют, Уединенник мало известен православным читателям. О его биографии достоверных сведений почти нет.

Родился он в тринадцатом веке в Италии в семье набожных католиков, но католичество отверг. После принятия Православия, подвизался на Афоне. Пострадал во время правления императора Михаила Восьмого Палеолога за то, что отказался следовать его прозападной политике. Сидел в тюрьме, был в ссылке. Вот, пожалуй, и все. Никаких чудес, исцелений, откровений, пророчеств. Ничего из того, о чем так любят читать некоторые православные читатели.

Есть правда одна важная деталь. Преподобный Никифор был духовным предшественником преп. Григория Паламы и преп. Григория Синаита в практике исихазма, и оставил после себя в Добротолюбии небольшое сочинение, которое названо: «Слово о трезвлении и хранении сердца». В самом его начале преп. Никифор предупреждает читателя о том, что он собирается преподать ему «науку вечного небесного жития, или лучший метод без труда и пота вводящий в пристань бесстрастия». Само сочинение состоит лишь из десяти страниц, большинство из которых – это цитаты предшественников, а слово самого Никифора всего три странички.

Преподобный Никифор начинает свой инструктаж с того, как нужно обустроить свой внутренний мир.

Можете себе представить руководство, в котором на десяти страницах рассказывается как заработать без всяких особых усилий капитал, которого хватить до конца жизни? И эта инструкция точно будет работать! Какой бы был у нее тираж!? Но здесь-то речь идет не о деньгах, а всего лишь о том, что нужно сделать, чтобы провести ближайшую вечность не в адских обителях. Но кому это интересно? Только одной категории людей, у которых душа имеет уши (Мф 11:15). А таковых осталось в этом мире не очень много.

Преподобный Никифор начинает свой инструктаж с того, как нужно обустроить свой внутренний мир, а заканчивает его методологией Иисусовой молитвы. Т.е. суть трактата в следующем: сначала делаем гнездо, а потом высиживаем яйцо вечности. Гнездо – это правильное устроение ума и сердца, а яйцо – это Иисусова молитва, через которую вызревает душа. Беда многих любителей и искателей «умного делания» в том, что ищут прежде всего мудреного метода совершения Иисусовой молитвы с помощью дыхания и проч. вместо того, чтобы обустроить свой внутренний мир так, чтоб там могла расти и созревать эта самая молитва.

При разнообразии методов практики Иисусовой молитвы суть ее остается одна и та же. Те, кто опытно усвоили ее на себе, могут донести нам эту инструкцию в более понятном для нас виде. Среди таких практиков я бы хотел выделить нашего современника Симона Бескровного, автора бестселлера «Птицы Небесные».

Без правильного обустройства нашего ума и сердца любая молитвенная практика будет не только бессмысленна, но и вредна.

Самое важное, по мысли Святых Отцов, это состояние нашего ума и сердца. Без их правильного обустройства любая молитвенная практика будет не только бессмысленна, но и вредна, так как может привести человека в состояние духовного обольщения.

«Если ты действительно верующий человек, – пишет отец Симон, – то прекрати наивно надеяться, что все будет хорошо. Будет то, что угодно Богу. Искать смысл жизни нужно только в одном, в узнавании воли Божьей. Как только человек поймет, что без Бога с его головы не упадет даже маленький волосок, он перестанет искать расположения людей и опасаться быть не таким, как все. Тогда клевета и дурные поступки людей в отношении его самого станут ему безразличны. В таком устроении постепенно рождается благодатная простота ума и его полная открытость Спасению. Это возможно лишь тогда, когда сердце будет находиться в постоянном, ничем не нарушаемом покое».

Главное направление работы ума – войти в этот покой сердца. Пока вся наша пустая мыследеятельность сосредоточена на том, чтобы рассматривать призраки этого мира, мы лишь приобретаем опыт бесполезности прожитой жизни. Если мы сумеем построить толстостенную келью внутреннего уединения с Богом, то зло, со всем его разрушительным хаосом, останется снаружи. В этой внутренней клети и нужно зажечь свечу Иисусовой молитвы. Она никогда не будет гореть на сквозняке этого мира, ей нужен скрытый от внешних бурь покой. А место этого покоя находится не в особых безлюдных местах, оно внутри нас самих, нужно только отыскать его в себе.

Современное человечество, в основной своей массе, состоит из фанатиков суеты.

То, что большинство людей называют «деятельностью», на самом деле похоже на то, как кто-то пытается поливать песочную яму в пустыне своего сердца, нося воду в решете. Современное человечество, в основной своей массе, состоит из фанатиков суеты. Это те, кто убивает бесценное время своей жизни на то, чтобы построить непрочный дом личного «счастья» из земного праха. Но ветер перемен и воды непостоянства все время разрушают это непрочное жилище. Как правило, вся таким образом постоянная жизнь, есть лишь рабство тем, кто успел построить свой дом на горбах других людей.

Может быть и в самом деле, вместо того, чтобы работать на других, попробовать переключить свои усилия для работы над собственным спасением?

Наша реакция на внешние события жизни должна быть только одна – молитвенная. Не мыслительная рефлексия, а молитвенный отзвук голоса сердца на все то, что с нами происходит. Таким образом внутри нас начнет зарождаться непрестанная молитва. Когда мы поймем, что наш главный враг – это наш собственный ум, тогда все наши враги погибнут в одночасье. Потому что находятся они не снаружи, а внутри нас. Все в нашей голове.

Мудрые советы старцев будут для нас, как целебные травы из этого сада. Принимая их, как лекарство бессмертия, мы начнем прозревать.

Следующий важный шаг – понять, что все, случающееся с нами, попущено Богом лишь для одного – отвалить тяжкий камень от гроба человеческого сердца. Когда мы начнем как можно реже выпускать из внутренней клети наружу наш ум, и начнем его обучать наставлениями Святых отцов, то внутри нашего сердца начнет расти райский сад.

Мудрые советы старцев будут для нас, как целебные травы из этого сада. Принимая их, как лекарство бессмертия, мы начнем прозревать. С глаз упадет чешуя и мы поймем, что вся наша жизнь длится меньше, чем взмах крыла стрекозы. Все «удовольствия» этого мира не более капли голубиного помета, упавшего на голову. Погружение души в реку вечности постепенно перенесет нас на чистый воздух небесных вершин еще при нашей земной жизни. Но если этого не понять и проводить время в пустой суете мирских занятий, жизнь промелькнет, как полустанок за окном вагона.

Как черную ворону не сделать белым лебедем, так греховному сердцу не стать чистым без духовной практики.

Нужно учиться всю жизнь идти как бы держась за руку Христа так же, как мы в детстве держались за руку матери. Всякое поведение, которое не направлено к Спасению души, есть самообман. Можно бить себя в грудь, заявляя громогласно о своем Православии, но если изо дня в день не приучать себя к любви и состраданию к людям – все эти заявления будут простым пустословием.

Как черную ворону не сделать белым лебедем, так греховному сердцу не стать чистым без духовной практики. На алтарь веры нужно приносить ежедневный пот молитв и кровь страданий в борьбе с греховными навыками сердца.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/62202-instrukcija-dlya-bessmert...