«Гобсек» О.Бальзака: ростовщик как хищник и как жертва. Валентин Катасонов
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ДИЛОГИИ. ПЕРВУЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
В моей статье «Тема ростовщичества в мировой художественной литературе: от Данте до Достоевского» привел достаточно большой список известных писателей, которые создали в разные времена произведения на тему ростовщичества. В этом списке у меня значится и выдающийся французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850).
Самым главным произведением писателя на тему ростовщичества является повесть «Гобсек» (1830). Также французский писатель обращался к теме ростовщичества в «Евгении Гранде», «Истории величия и падения Цезаря Боррито», «Крестьянах», «Банкирском доме Нусингена», вошедших в цикл «Человеческая комедия».
Хочу поговорить о повести «Гобсек». Судя по всему, она писалась в конце 1820-х годов. Одно из первых произведений писателя. Первая глава была опубликована в феврале 1830 года под заглавием «Ростовщик» («L'Usurier») на страницах журнала «Мода». В апреле того же года повесть была опубликована полностью под названием «Опасности беспутства» («Les Dangers de l’inconduite») в первом томе «Сцен частной жизни». В первоначальном виде повесть была разделена на главы: «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа». Названия глав подчеркивали наиболее важные части произведения.
В 1835 году повесть была переиздана под заголовком «Папаша Гобсек» («Papa Gobseck»). В первом томе «Сцен парижской жизни». При переиздании повести в 1842 году она получила свое окончательное название «Гобсек», став частью «Сцены частной жизни», которые, в свою очередь, вошли в цикл «Человеческой комедии». Названный цикл включает большую часть произведений писателя, он дает картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века, пользовалось большой популярностью в Европе и России. Между прочим, обсуждаемая нами повесть была переведена на русский язык и издана в России уже в 1831 году.
В своей статье «"Портрет" Н.В. Гоголя: держитесь подальше от ростовщиков!» я отметил, что повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем в 1833—34 гг. и предположил, что Гоголь мог подражать немецкому сказочнику-мистику Гофман. Но также нельзя исключать, что Гоголь познакомился с повестью Бальзака, и она могла подтолкнуть писателя к написанию «Портрета», посвященному теме ростовщичества.
Не хочу подробно пересказывать сюжет повести «Гобсек». Назову главных героев повести Бальзака:
Жан Эстер ван Гобсек — ростовщик.
Дервиль — опытный стряпчий, близок к Гобсеку.
Граф де Ресто — знатный господин и отец семейства.
Графиня де Ресто — красивая, знатная дама, супруга графа де Ресто.
Максим де Трай — молодой любовник графини де Ресто.
Эрнест де Ресто — старший сын графа де Ресто, наследник его состояния.
Виконтесса де Гранлье — богатая знатная дама.
Камилла — юная дочь виконтессы, влюбленная в Эрнеста де Ресто.
Конечно, Гобсек — самый главный герой. Кстати, имя Gobseck голландского происхождения, означает «Живоглот». Конечно, таким именем Бальзак пытался подчеркнуть, что это очень отрицательный герой. Но Гобсек — не единственный отрицательный герой.
К этой же группе можно смело отнести графиню де Ресто, которая изменяет своему мужу и даже готова его обокрасть по требованию ее любовника. Когда глава семьи тяжело заболевает, он думает о том, чтобы составить завещание так, чтобы деньги остались не жене, а детям (граф де Ресто уже в курсе того, что жена ему изменяет и хочет завладеть всем имуществом). Графиня теряет человеческий облик, не допускает никого в комнату графа, чтобы не допустить передачи завещания нотариусу. Когда граф умирает, она бросается к постели мертвеца и, отшвырнув труп к стенке, роется в постели! А потом подряд сжигает все попадающиеся бумаги (рассчитывая, что среди них будет и завещание).
И уж тем более, к группе отрицательных героев следует отнести любовника графини Максима де Трая, расточительного повесу, сутенера и игрока; рассчитывающего завладеть имуществом графа.
К положительным или «нейтральным» героям можно отнести всех остальных. Глава семейства граф де Ресто — не только знатный, но и достаточно состоятельный господин. Вот его имуществом и пытается завладеть Максим де Трай, используя для этого супругу графа де Ресто. И соответственно, лишить наследства Эрнеста де Ресто, сына графа. А Эрнеста полюбила с первого взгляда Камилла, но ее мать Виконтесса де Гранлье категорически против брака Камиллы и Эрнеста по той причине, что последний не имеет достаточно состояния. Конечно, повесть «Гобсек» — не только о ростовщичестве, сколько вообще о нравах тогдашнего Парижа и тогдашней Франции. Это нравы буржуазного общества, и они, конечно же, становятся питательной почвой для ростовщичества.
Еще трудно сказать, кто является более отрицательными личностями — ростовщики или их клиенты. Ведь последним деньги нужны для увеселений, роскоши и откровенного разврата. Как говорится, «спрос рождает предложение». У Бальзака портрет ростовщика прописан намного более детально, чем портреты других героев. И надо сказать, что Гобсек у него — не только хищник и живоглот, но в каком-то смысле он и жертва. Вот, например, в «Портрете» Гоголя ростовщик — исключительно отрицательный персонаж со всеми признаками демона. А вот у Бальзака мы видим ростовщика с рудиментами человеческого.
Хотя Гобсек немногословен и даже косноязычен (особенно в общении со своими клиентами), он умен и даже склонен к философствованию. Он глубоко уверен в том, что в мире царит зло, и оно непобедимо. А некоторые люди в силу своей молодости или легкомыслия этого не видят. А вот он видит. И считает, что единственной защитой от этого зла является золото.
"Вот поживете с мое — узнаете, что из всех земных благ есть только одно достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это — золото", — рассуждает Гобсек.
Он находит оправдание своему ростовщичеству, успокаивая свою совесть. Гобсек говорит Дервилю:
"Я появляюсь у богатых как возмездие, как укор совести... ".
Он видит своих клиентов насквозь и презирает их. Максиму де Траю Гобсек бросает в лицо: "У вас в жилах течет не кровь, а грязь". Т.е. получается, что ростовщик пьет не кровь свих клиентов (как принято говорить), а грязь.
Кстати, что-то человеческое в Гобсеке видит и Дервиль, который общается (на деловой почве) с ростовщиком уже многие годы. Кстати, повествование в повести идет от имени Дервиля. Он как адвокат строит свой рассказ на смягчающих обстоятельствах, видит рудименты человеческого в главном герое. А какие-то неблаговидные поступки пытается оправдать.
Также доверительно относится к Гобсеку и граф де Ресто. Он рассчитывает на честность и человечность Гобсека. Удивительно, но именно Гобсеку умирающий граф де Ресто доверяет свое имущество, защищая старшего сына и остальных детей от притязаний собственной матери!
Удивительным образом проявляется «человечность» ростовщика по отношению к некоторым людям. Единственный герой повести, не относящийся к «верхам» общества — белошвейкой Фанни. Он испытывает к ней симпатию и готов даже помочь в возникших материальных трудностях. Но он запрограммирован на определенные правила игры и не в силах их изменить. Гобсек очень богатый человек, но никому никогда он просто так не дарил и не жертвовал. «Человечность» Гобсека проявилась в том, что он предложит Фанни денег по минимальной ставке — 12 процентов годовых. Гобсек, образно выражаясь, наступил себе на горло, поскольку давно уже для себя решил, что никому меньше, чем под 13 процентов денег он давать не будет. А тут пошел на жертву, опустив процентную ставку до 12!
Точно также он проявил искреннее желание помочь своему другу Дервилю, когда тот решил открыть свою собственную адвокатскую контору. Он также был готов дать в долг денег Дервилю под процент ниже 13. Но гордый Дервиль не захотел просить и торговаться, поэтому деньги были даны по 13 процентов.
Можно подумать, что Гобсек не выполнил обещанного умершему графу — не передал имущество сыну Эрнесту. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечает, что несчастье — лучший учитель. И добавляет: «Миром правит золото, а золотом правит ростовщик». Но приходит конец и самому Гобсеку. Он умирает, оставив свое состояние внучатой племяннице (ее образ позднее прописан в виде дочери Сары из «Кузины Бетты» и героини «Блеск и нищета куртизанок»). А молодому графу де Ресто деньги отца ростовщиком были возвращены, исчезло препятствие для брака с Камиллой.
Бальзак показал, как в Гобсеке шла борьба между человеческим и дьявольским началами. Как долго он пытался сохранять в себе рудименты человеческого. Но тем не менее, человеческое все уходило и уходило. Остались преимущественно одни страсти, очень похожие на животные рефлексы. К концу жизни экономность и рачительность героя превращаются в маниакальную скупость. После смерти Гобсека в его доме обнаруживается огромное количество испорченной еды.
Среди всех героев повести Гобсека можно считать самым несчастным. Он променял нормальную жизнь и радость общения с людьми на золото. Он прочно заковал себя в золотые цепи и в этих цепях ушел из жизни. Дервилль очень аккуратно и образно сказал по поводу Гобсека:
"Если человеческое общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом".
Как говорят профессиональные знатоки творчества Бальзака, повесть «Гобсек» (как и другие произведения из цикла «Человеческая комедия») стала обвинительным приговором буржуазному обществу Франции (а, скорее всего, вообще буржуазному общественному строю).
Впрочем, о том, что ростовщик не только и не столько хозяин и господин, сколько подневольный раб, говорили до Бальзака на протяжении многих веков многие мудрые люди.
Вот что, например, еще в IV веке говорил о любостяжании святитель Иоанн Златоуст:
«Те, которыми овладела безумная страсть и любовь к собиранию богатства, истощают на это все свои силы и никогда не насыщаются, потому что сребролюбие есть ненасытное опьянение». Его же: «Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб, а не господин. Для него легче отдать кому-либо часть своего тела, нежели уделить сколько-нибудь из закопанного золота».
Наконец, еще одна цитата из поучений Иоанна Златоуста:
«Пристрастный к богатству никогда не будет в состоянии пользоваться им; он будет рабом и стражем его, но не господином. Стараясь всегда увеличить, он никогда не захочет тратить его, но будет изнурять себя, будет беднее всех нищих, потому что никогда не удовлетворит своей страсти».
Судя по всему, и во времена Иоанна Златоуста мир в мире были свои безумные Гобсеки. Есть безумные Гобсеки и в наше время, в России их тоже хватает. «Ничто не ново под луной», — как сказал премудрый Соломон.
Примечание:
Обложка: Эдуард Тудуз. Илл. к «Гобсеку» Оноре де Бальзака, 1830 г.: мадам де Ресто, Гобсек и Дервиль.
Источник: Камертон
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии