«ГЛАВНАЯ БИТВА — ДУХОВНАЯ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Игумен Антоний (Павлиашвили)

Игумен Антоний (Павлиашвили)

Игумен Антоний (Павлиашвили) о пути в монастырь и Промысле Божием

Бывший офицер-пограничник, а ныне игумен Некресского монастыря Антоний (Павлиашвили) рассказал нам, почему вместо военной карьеры он выбрал монашеское послушание и как стал монахом, о Промысле Божием в своей жизни, о чудесной помощи преподобного Гавриила (Ургебадзе), о своем монастыре и помощи Божией в его строительстве.

 

Главная битва — духовная

Я игумен монастыря в честь святого мученика Авива Некресского. В нашем монастыре двенадцать человек братии: восемь монахов, один иеромонах, два послушника и я сам.

Как я пришел к Богу и стал монахом? Вы знаете, я с детства был послушным. Семья у нас верующая, и, сколько себя помню, я всегда старался иметь послушание родителям и Богу. Но мы жили в селе, и церкви поблизости не было.

После школы я поступил в Военную Академию, закончил её и служил полгода пограничником-офицером. Думал, что когда стану военным — буду защищать Родину, но когда воцерковился, понял: главная битва — духовная. Тогда я решил стать монахом, чтобы служить Богу и Родине.

Кровь отца Гавриила

Я решил стать монахом, чтобы служить Богу и Родине

Впервые я задумался о монашестве, когда учился в Академии — прочитал в газете статью о нетленной крови преподобного Гавриила (Ургебадзе). В заметке говорилось, как врач-хирург Зураб Георгиевич Варази взял кровь у отца Гавриила и забыл о пробирке. Вспомнил только через четыре года, нашел эту пробирку, проверил в лаборатории и обнаружил, что без всякого холодильника, без какого-то особенного хранения, кровь святого осталась такой, словно её только что взяли у живого человека.

Доктор вспоминал в этой заметке: «Действительно, кровь выглядела свежей: не свернулась, не высохла, не разложилась. Я достал шприцем одну каплю, сделал мазок и отнес в лабораторию. Анализ показал: все в норме! Когда мы сказали, что кровь четырехлетней давности, нам не поверили! Мы тоже не знали, с чем мы столкнулись...

Я поехал к Святейшему: ‟Ваше Святейшество! Мы взяли кровь у отца Гавриила четыре года тому назад, а она до сих пор имеет такой состав, словно ее взяли вчера. Это чудо?”. Наш Святейший никогда не спешит. ‟Давайте повременим с выводами, — сказал он, — Бог даст знать, что это такое. Кровь не выбрасывайте, предайте ее земле там, где покоится человек”. Так мы закопали эту пробирку в могилу старца в монастыре Самтавро. Там уже начали совершаться чудеса, и люди, приходившие со всех концов Грузии, увозили с собой целебное масло и землю».

Эта статья произвела на меня огромное впечатление, и я начал ходить в храм. Это был 1999 год.

Ответ на молитву

Первый раз я явно почувствовал помощь Божию и ответ на свою молитву, когда сдавал экзамены на третьем курсе. Преподаватель вымогал деньги со студентов, чтобы поставить зачет, а мои родители жили в селе, семья очень бедная, и денег не было.

Пришел на экзамен, взял билет — это был тот самый билет, который я знал лучше всех

Я пошел в храм, поставил свечку святому Георгию Победоносцу, чтобы он помог мне сдать экзамены. Пришел на экзамен, взял билет — это был тот самый билет, который я знал лучше всех. Рассказал все хорошо, но преподаватель сказал:

— Хорошую оценку только после ресторана получишь.

Ну ладно, думаю, хорошая — это пятерка или четверка, а тройку, значит, он мне все равно поставит. Пошел в храм, он у нас был прямо при Академии, поблагодарил Бога, что вообще сдал, хоть и на тройку. И когда вернулся в аудиторию — узнал, что преподаватель поставил мне пятерку.

На моих глазах все свечи загорелись сами

Могилка преп. Гавриила (Ургебадзе)
Могилка преп. Гавриила (Ургебадзе)

Второй случай явной помощи Божией и ответа на молитву случился, когда я был уже послушником. Мы поехали со священником в монастырь в Самтавро, послужить панихиду на могиле отца Гавриила. Поставили свечи, начали панихиду. Священник служил, я пел. Во время панихиды все свечи внезапно погасли. Я расстроился, думаю:

— Это я такой грешный, что даже свечи мои погасли.

И отец Гавриил утешил меня: на моих глазах все свечи загорелись сами.

Я каждый день читал за отца тропарь святой великомученице Варваре

В моей семье все были верующими, кроме отца. Мама у меня сейчас монахиня в монастыре Иверской иконы Пресвятой Богородицы в нашей епархии. Я очень переживал, что отец неверующий.

После многочисленных уговоров он согласился креститься, когда ему было уже 60 лет. После крещения отец отказался носить крестик, и я не стал настаивать, чтобы его не гневить.

Я читал за него каждый день тропарь святой великомученице Варваре, просил, чтобы папа не умер без исповеди и причастия. Когда отцу исполнилось 72 года, он тяжело заболел. Я попросил своего друга, священника из Тбилиси, чтобы он исповедал и причастил отца. Мы с мамой очень боялись, что он откажется. Решили действовать осторожно, постепенно. Мама сказала папе:

— Друг нашего сына хочет прийти и поговорить с тобой.

— Хорошо, — ответил отец.

— Он священник.

— Хорошо.

— Надень крестик, вдруг он спросит, есть ли на тебе крест.

И, к нашему огромному удивлению, отец согласился. Он исповедался и причастился так, словно всю жизнь был верующим человеком. Вскоре после этого папа отошел ко Господу.

После благословения Святейшего я неделю жил как в раю

Какие у нас в монастыре трудности? Для меня самое трудное — когда говоришь людям, паломникам, о спасении, а они не слушают или не верят — не хотят спасаться. И тогда я молюсь, чтобы Господь открыл их душу.

Мне, как игумену, трудно: я сам молодой ещё, 1979 года рождения, а нужно и самому спасаться, и братии помогать спастись.

Я принял монашеский постриг в 2004 году, через полтора года был рукоположен в иеродиакона, ещё через полтора — в иеромонаха. Потом стал настоятелем монастыря, а спустя восемь лет — его игуменом.

Перед монашеским постригом меня привели к Святейшему — у нас такое правило: при постриге ведут на благословение к Святейшему. После его благословения я неделю жил как в раю — такую ощущал благодать.

О нашем монастыре и его святом покровителе

Авив Некреский. На иконах он распознается по епископской митре и кресту, который символизирует мученичество.
Авив Некреский. На иконах он распознается по епископской митре и кресту, который символизирует мученичество.

Наш монастырь — старинный. Он был основан святым мучеником Авивом, одним из двенадцати си­рий­ских (каппадокийских) монахов, которые пришли в Иверию в VI в вместе со своим учителем Иоанном и поселились на горе Зедазени. Эти отцы основали 13 монастырей — они до сих пор являются оплотом Грузинской Православной Церкви.

Патриарх Иверии хиротонисал Авива во епископа Некресского и отправил в большой в те времена город Некреси, у подножия горы. Святитель Авив поднялся на эту гору и так восхитился открывшимся видом на Алазанскую долину, что решил основать здесь монастырь.

Пер­сы, за­хва­тив­шие в это вре­мя Ка­хе­тию (Во­сточ­ную Гру­зию), по­все­мест­но на­саж­да­ли огне­по­клон­ство. Епи­скоп Авив с апостольской ревностью боролся с идо­ло­по­клон­ством и тушил ог­ни в ка­пи­щах. Многие жители Ка­хе­тии по его молитвам от­рек­лись от огнепоклонства и во­шли через по­ка­я­ние в ло­но Церк­ви Хри­сто­вой. Свя­ти­тель Авив об­ра­тил в хри­сти­ан­ство также мно­гих пер­сов. Недалеко от Некреси епископ затушил «священный» костер огнепоклонников на капище, и персидский марзпан (наместник), обес­по­ко­ен­ный успеш­ной про­по­ве­дью свя­ти­те­ля, обвинил его в том, что он «убил бога».

Перс при­ка­зал подвергнуть епископа Авива би­че­ва­нию и страш­ным пыт­кам, а затем насмерть забить камнями. Те­ло свя­то­го бро­си­ли на съе­де­ние ди­ким зве­рям, но ни зве­ри, ни пти­цы, ни тле­ние не кос­ну­лись его. Свя­тые мо­щи были погребены братией оби­те­ли Самтависи и прославились многочисленными исцелениями страждущих. Позднее мощи святого мученика Авива были перенесены в Мц­хет­у, в Сам­тавр­ский со­бор, а двенадцатого декабря 2011 года святые мощи перенесли в монастырь Некреси. 7/20 мая — день памяти прп. Авива Некресского.

Монастырь Некреси
Монастырь Некреси

В нашей обители сохранилась церковь, которая была построена в IV в, то есть ещё до основания монастыря. Эта церковь — одна из самых древних в Грузии. Город Некреси не дожил до наших дней, а вот монастырь дожил и до сих пор дарит паломникам вид на огромную и прекрасную Алазанскую долину.

Самое большое чудо

В 2001 году мы — тогда семь иноков — жили в нашем монастыре очень бедно. Не было ничего: ни газа, ни электричества, ни дороги. Дорога вроде как была, но настолько плохая, что наш уазик с огромным трудом поднимался в гору. Был родник — хоть это хорошо! Мы мечтали, чтобы бульдозер хотя бы немного сделал нам дорогу лучше.

Как-то кто-то из властей пришел к нашему владыке, митрополиту Некресскому Сергию (Чекуришвили), и спросил:

— Чем помочь, владыка?

Владыка скромно попросил помочь нашему монастырю с дорогой. И вот власти из Тбилиси отремонтировали нам монастырь, провели свет, газ, отопление и вымостили брусчаткой дорогу. И сейчас любая машина может к нам в гору подняться.

В чем же чудо? — спросите вы. А мы никого и ни о чем не просили — просили только Бога и каждый день читали акафист святому мученику Авиву Некресскому.

Это такое счастье — служить Богу!

Монастырь
Монастырь

Я очень люблю монашество. Почему? Я мечтал быть ближе к Богу, а монахи ближе к Богу.

Есть у меня радость, что стою перед Богом

Два года назад Святейший приезжал в наш монастырь. Спрашивал, как живем — я рассказал. Братия занимается иконописью, у нас четверо монахов — иконописцы. Ещё занимаемся резьбой по дереву. Свечи делаем сами, вино для причастия. Яблони у нас есть, айва.

Святейший сказал, что главное для нас — это любовь. Чтобы мы в беде друг другу помогали и за Родину молились. Простые напутствия, но в них вся соль.

Вот ещё о радости хочу сказать вам на прощание. Есть у меня радость, что стою перед Богом, молюсь в алтаре — и это делает меня счастливым. Это такое счастье — служить Богу!

Помощи Божией всем читателям «Православия.ру»! Храни Господь!

Материал подготовила Ольга Рожнёва

http://www.pravoslavie.ru/103615.html