Кадр из фильма «Экипаж» (1979). Скриншот.
В двухсерийном шедевре Александра Митты «Экипаж» (1979), помимо всего прочего, тонко высмеивается желание тогдашних юных и красивых девушек «быть современными». К слову, это не советское, но общемировое поветрие. Тогда много писали о «динамичных современницах», которые не пытаются выскочить замуж, дабы рожать детей и печь пироги, а живут на полную катушку, не стесняя ни себя, ни бойфренда какими-либо рамками обязательств. Разумеется, таких девушек осуждали за легкомыслие, соединённое с чрезмерной деловитостью.
Гениально подобрана и актриса – журнально-рекламный вариант красоты. Яппи-стиль. Неслучайно в новогодней комедии «Чародеи» (1982) о другой героине Александры Яковлевой говорится: «У Алёны Игоревны лицо типическое». Итак, хорошенькая Тамара, у которой ничего не вышло с театральным вузом, устраивается в Аэрофлот бортпроводницей международных авиалиний. Броская, хотя и растиражированная красота, смелость и знание английского языка – всё при ней.
Этого достаточно, чтобы попасть в поле зрения местного лoвеласa – Игоря Скворцова (самый эффектный мужчина тогдашнего кино – Леонид Филатов). Нам представляют Игоря, как птицу свободного полёта (и пролёта), орла, который ничего не обещает, а потому – исключительно честен. В самом начале мы видим его девушку «на один вечер», потом – бывшую возлюбленную – некую Нонну, заскочившую к Скворцову проездом, на три часа (небольшая, но занятная роль Елены Кореневой).
Всё это – в необычном антураже, какого не встречалось в советских квартирах. Царство дискотечной цветомузыки, гигантский аквариум, проектор для слайдов, которые надо смотреть, …лёжа. Слайды – разумеется, Париж и вообще – заграница. Всё-то нам сигнализирует о том, что перед нами – продвинутый мачо, знающий вкус dolce vita. Девушка Тамара поначалу соглашается с условиями игры: мы вместе потому, что нам хорошо.
Никакой любви и обязанностей. Только непринуждённость и влeчeниe – пока это есть, мы - отличная пара. Стюардесса выглядит раскованной и весёлой. А потом… эта девица, якобы «идущая в ногу со временем», устраивает сцену ревности, увидев Нонну. Изумителен диалог Скворцова с Тамарой. Оказывается, все его прелестницы мечтали о замужестве, о том, чтоб стать единственными. Это немного напоминает истерику Раисы Захаровны – провинциальной недо-яппи, что поначалу тоже говорила о нежелании себя сковывать, а, когда припекло – заголосила о пирогах, которые она «тоже любит».
Помню многочисленные публикации в журналах «Работница» и «Крестьянка», где некие симпатичные девы жаловались в письмах, что «в жизни – пустота», ибо молодость проходит, а мужа – нет, хотя всё – на месте, включая профессиональную востребованность и фирменные джинсы, облекающие узкие - по моде - бёдра. Собственно, этот фильм – о важности семьи и любой другой общности для человека. Экипаж – это не только рабочий коллектив авиалайнера, но и наш мир в целом.