«Был распят, умер (...) и сошел во ад»: проповедь в Великую Субботу. Диакон Августин Соколовски
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Согласно библейскому слову, в мире существует только одна организация, во всеуслышание говорящая о своей вечности. Имя ей – ад. Слово об аде – свидетельство о свободе, ставшей несвободой и приобретшей всемогущество. Всемогущество, которое разрушает. Слово об аде – это доказательство подлинности творения, неподменяемости истории. Это слово, подтверждающее, что всякое действие, всякое размышление, всякая причина имеют свое следствие. Это слово о том, что мир, предстоящий нам, не иллюзия, а реальность, которая стремится к завершению и которая вследствие греха стала носителем саморазрушения.
Слово об аде парадоксальным образом делает свободу реальностью, делает свободу свободой, потому что, по слову отцов Церкви, настоящая свобода заключается не в способности выбрать между добром и злом, а в неспособности совершать зло. Именно поэтому мы и говорим, что Господь наш Иисус Христос был подлинно свободным Человеком. Слово об аде является, вопреки представлению о большинстве церковных догматов, не словом веры, но словом знания. Мы не веруем в ад, мы знаем о нем. Современность преподносит нам знание об аде в неожиданной перспективе.
Один из мыслителей XX века, французский философ Жан Поль Сартр, которого по праву можно считать одним из отцов современного западного мира и цивилизации, произнес такие слова: «Ад – это другие». Так, ад раскрывается в перспективе нежелания знать о нем, становится реальностью там, где, как кажется, от него можно отказаться. Не случайно, современные знания о мире, современная психология часто говорят о невозможности всякого подлинного взаимного восприятия людей. То, что некогда называлось любовью, симпатией, искренностью, дружбой, является всего лишь способом прикрыть тот мир одиночества, то неприятие других и другого, которое живет в глубине человека.
Ад – это реальность не веры, но реальность знания. Каждый из нас богат опытом ада, каждый из нас вполне может поделиться знанием о нем. Ребенок, заблудившийся в лесу, человек, оставшийся наедине с умершим… Что пугает их? Ведь рядом нет никого. И это «нет никого» является подлинным переживанием ада.
Слово Библии, размышление об аде в библейской перспективе говорит нам о сошествии Господа Иисуса в ад. Об этом повествует и один из древнейших Символов веры, Апостольский Символ, который словами общины говорит о том, что Господь сошел в ад.
Библейское слово об аде, о том, что человека ожидает после жизни, различается по своему содержанию в Ветхом и Новом Завете. Ветхий завет не говорит нам практически ничего о вечной участи человека, не говорит ничего о жизни после жизни. Согласно ветхозаветному библейскому представлению, всякого по смерти ожидает Шеол. Шеол – это место, в котором существование становится несуществованием. Это место, которое мифология называла Царством Теней.
Христос, восходящий на Крест, терпящий смерть на Кресте, нисходит в ад, нисходит туда, где существования больше нет. Где остается или осталась только тень тени человека. Сошествие Христово во ад видимо прослеживается в его Крестном Подвиге, о котором свидетельствует вера Церкви, свидетельствует священное Писание, свидетельствует литургическая жизнь в Церкви, когда в эти дни мы вспоминаем о Его крестных страданиях. Молитвенный возглас Христа на Кресте «Боже мой, почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) является подлинным переживанием ада, подлинным переживанием оставленности, воспринятой Господом на Себя.
Христос сходит в ад и избавляет из царствия одиночества тех, кто там находится. Так слово об аде для нас перестает быть словом знания, но преображается и делается словом веры. Словом веры, говорящей о том, что ад может быть преодолен. О том, что для каждого из нас по достижении того рубежа, где, как кажется, более нет ничего и, что самое страшное, никого, нас ожидает Тот, Кто победил ад.
Аминь.
Источник: Портал Богослов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии