«БЛАЖЕННЫ ВЫ, КОГДА БУДУТ ПОНОСИТЬ ВАС И ГНАТЬ...» ТОЛКОВАНИЕ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ПАКАНИЧА)
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».
Рассуждая о последней заповеди Блаженств, преподобный Макарий Великий говорит: для человека высшая радость – это быть ненавидимым ради Христа, изгоняемым за веру в Него, и терпящим ради Царствия Божия всякое оскорбление и позор.
Преподобный Симеон Новый Богослов, в одном из своих произведений задает риторический вопрос: если Господь сделался ради нас человеком и претерпел ради нашего спасения страдания и смерть, а мы при этом стыдимся подражать Ему в страданиях, как же мы тогда сможем с Ним царствовать?!
Удивителен тот факт, что именно гонения за веру во Христа как раз и становились причиной умножения количества последователей Христовых. Древний христианский апологет Тертуллиан так и писал: «кровь мучеников – семя христианства». Почему так происходило? Потому что многие люди, даже и сами гонители, видя веру христиан, поражались ее твердостью и крепостью.
Вечная жизнь, жизнь в непрестанном богообщении – вот тот главный стимул, который поддерживал христиан в любых гонениях и скорбях. Христиане всегда помнили, что гонения – это не самое страшное зло, которое может произойти с человеком. Предупреждая Своих учеников о возможных опасностях, Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10; 28). А потому, любое отступление от Бога, любое уклонение с единственно верного пути, ведущего ко спасению, в результате может перечеркнуть весь жизненный подвиг человека и соделать его наследником не Царства вечного блаженства, а царства вечных мук вдали от Бога.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский замечает: «Теперь он, то есть диавол, гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом (движением вперед), либеральностью, попросту – вольнодумством, безразборчивостью к вере и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность – слабодушием; милостыню – глупою расточительностью; наружную молитву – лицемерием; услаждение и радость молитвенную –сумасшествием; и напротив: широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ее бесчисленным похотям считают современным прогрессом, а отчуждение от молитвы и отвержение всякой обрядности в вере, жизнь, непохожую ни на христианскую, ни на языческую, а какую-то животную, чуждую всяких обязательств веры, считают известным тоном, признаком современного человека».
Исполняющие девятую заповедь Блаженства будут блаженны не в жизни будущей, но уже в тот самый момент, когда претерпевают гонения за Христа. Потому что именно в момент наибольшего напряжения человеческих сил в стоянии за правду Божию открывается полнота этой правды. Если мы принимаем Заповеди Блаженства, то мы принимаем Самого Христа. А это значит, что нашим высшим законом и нашей высшей правдой является нравственный идеал христианства, за который мы должны быть готовы пострадать, обретая и в этом идеале, и в его исповедании полноту жизни.
https://pravlife.org/ru/content/blazhenny-vy-kogda-budut-ponosit-vas-i-g...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии